Концентрация внимания и переход на созерцание. Подходит ли вам эта медитация? Упражнение на логику и нестандартное мышление

Расчет сечения провода

Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации. Может происходить частичное, или полное отвлечение внимания на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации . Первое время для большинства практиков концентрация внимания кажется чем-то почти невыполнимым т.к. отвлечение на мысли в силу глубоко укоренившейся привычки происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем занимаешься и какими бы важными мысли ни казались, стоит дать себе установку: «все это я буду думать после практики, а сейчас – только практика».

Первые месяцы, а иногда и годы, каждый сталкивается с сопротивлением вечно отвлекающегося ума. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация внимания в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация сложна только для ума, и выполняется легко, когда сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.

Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на следующий день даже не вспомнить об этом. Ум неустойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени, поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в индивидуальности, отвечает разум.

Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, привыкаешь все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, его не требуется как-то развивать и усиливать. Основная задача в том, чтобы сделать внимание подвластным, обучиться направлять собственный потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации внимания, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Аналогичный эффект дает концентрация внимания, благодаря которой сознание просыпается яркой вспышкой озарения.

По мере продвижения в практике, концентрация плавно переходит в спонтанное созерцание, то есть – в настоящую медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. четкой границы нет, а переход из одного состояния в другое обычно происходит плавно. Спонтанное созерцание отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации созерцание объекта происходит легко, без всяких стараний.

Психика, освобожденная от мыслей на время медитации, пребывает в своем естественном состоянии. Такое переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженным невмешательством в спонтанность психических процессов, легкостью и свободой. По мере успокоения ума, блаженство и восторг нарастают. В йоге это состояние называют савикальпа самадхи. Пусть ваш ум не смущают заморские слова – техники универсальны, и от слов они никак не зависят. Каждый человек – это чистое сознание, в котором происходит жизнь.

Для вхождения в медитацию не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время еще рефлексирует, а мысли становятся все менее связными. Неважно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это в медитации оставляется как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью.

Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации только мешают. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности. Нет необходимости сохранять бдительность усилием воли; внимание и без того всегда активно, поэтому необходимо лишь перестать прилагать усилия, не засыпая – позволить вниманию интуитивно самопроизвольно изливаться на объект восприятия.

Когда начинаются старания, или усилия, бдительность теряется, потому что включается – деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями. При подобных усилиях фокус восприятия соскальзывает с тонкой интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием – на более грубую сферу мысли.

По сути состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является (Атман в учении адвайты, Пуруша в йоге) без каких-либо характеристик. Можно его условно охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.

Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта созерцания ничего не остается, сознание полностью сливается с объектом и наступает самадхи. В это время существует лишь объект созерцания, погруженный в чистое существование «Я».

Объектом медитации может быть что угодно: любое ощущение, внешняя форма, или мысль. Популярны медитации на дыхание, внутренний звук и свет, чакры, мантры и др. По моему мнению, все же лучшая практика – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.

Следующий шаг – отвлечение внимания даже от единственного оставшегося объекта созерцания. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит спонтанно, как переход в абсолютно естественное состояние чистого бытия вне всяких объектов. Подобное состояние в йоге называют нирвикальпа самадхи, а в буддизме – это всем известная нирвана.

Концентрация – стрела. Медитация – лук.

Когда мы концентрируемся, мы фокусируем всю свою энергию на каком-то субъекте или объекте, чтобы снять покровы его таинственности. Когда мы медитируем, мы поднимаемся из нашего ограниченного сознания в более высокое сознание, где безбрежность безмолвия управляет высшим.

Концентрация хочет овладеть знаниями, на которые она нацелена. Медитация хочет отождествить себя с теми знаниями, которые она ищет.

Концентрация не позволяет беспокойству, вору, проникнуть в ее крепость. Медитация впускает его. Зачем? Просто, чтобы поймать вора за руку.

Концентрация – это командир, который приказывает рассеянному сознанию стать внимательным.

Концентрация и абсолютная настойчивость не только нераздельные, но также взаимозависимые божественные воины.

Концентрация вызывает врага на дуэль и сражается с ним. Медитация своей молчаливой улыбкой ослабляет вызов врага.

Концентрация говорит Богу: «Отче, я иду к Тебе». Медитация говорит Богу: «Отче, приди ко мне». Устремленный имеет двух истинных учителей: концентрацию и медитацию. Концентрация всегда строга с учеником, медитация – строга временами. Но обе они серьезно заинтересованы в развитии своего ученика.

Сила концентрации

Концентрация означает внутреннюю бдительность и зоркость. Воры повсюду вокруг нас и внутри нас. Страх, сомнение, тревога и озабоченность – внутренние воры, пытающиеся украсть наше внутреннее равновесие и покой ума. Когда мы научимся концентрации, этим силам будет очень трудно проникнуть в нас. Если сомнение проникнет в наш ум, сила концентрации разорвет его на куски. Если страх проникнет в наш ум, сила концентрации отгонит его прочь. Сейчас мы – жертвы непросветленных, мрачных, разрушительных мыслей, но придет день, когда благодаря силе нашей концентрации беспокоящие мысли будут сами бояться нас.

Концентрация – это движущая сила ума, действующая в нас, чтобы мы воспринимали свет и рассеивали тьму. Она подобна божественному воину в нас. Невозможно даже вообразить, что может сделать концентрация в нашей жизни-устремленности. Она может легко отделить рай от ада, так что мы сможем жить в постоянном восторге рая, а не в вечных тревогах, заботах и муках ада пока мы здесь, на земле.

Концентрация является надежнейшим путем достижения нашей цели, независимо является ли нашей целью реализация Бога или просто исполнение человеческих желаний. Истинно устремленный раньше или позже обретет силу концентрации либо по милости Божьей, благодаря постоянной практике, либо благодаря своей собственной устремленности.

Неукротимая воля души

Когда мы концентрируемся, мы подобны пуле, входящей во что-то, или магниту, притягивающему к нам объект концентрации. В это время мы не позволяем войти в наш ум никаким мыслям, будь то божественные или небожественные, земные или Небесные, хорошие или плохие. В концентрации весь ум должен быть сфокусирован на конкретном объекте или субъекте. Если мы концентрируемся на лепестке цветка, мы пытаемся почувствовать, что ничего больше не существует в целом мире, кроме лепестка. Мы не смотрим ни вперед, ни назад, ни внутрь, ни наружу, пытаемся только постичь объект нашей однонаправленной концентрации. Это не агрессивный путь вхождения во что-либо. Эта концентрация исходит непосредственно от неукротимой воли души, или силы воли.

Когда вы хотите практиковать концентрацию на объект, вам следует выбирать что-нибудь, что дает вам непосредственную радость. Если у вас есть духовный учитель, его портрет даст вам непосредственную радость. Если у вас нет учителя, выберите нечто прекрасное, божественное и чистое, подобное цветку.

Мы концентрируемся с озаряющей однонаправленностью ума. Мы медитируем с расширяющейся безбрежностью сердца. Мы созерцаем с реализующимся единством души.

Концентрация, идущая из сердца

Очень часто я слышу, как устремленные люди говорят, что они не могут концентрироваться более пяти минут. После пяти минут у них начинается головная боль или они чувствуют, что голова в огне. Почему? Это потому, что сила их концентрации исходит из интеллектуального ума, или, можно сказать, дисциплинированного ума. Ум знает, что он не должен блуждать; уж это он знает. Но если ум использовать правильно, добиваясь его просветления, тогда в него должен войти свет души. Когда свет души вошел в ум, становится исключительно легко концентрироваться на чем-либо часами. В течение этого времени не будет ни мыслей, ни сомнений, ни страха. Никакие негативные силы не смогут войти в ум, если он переполнен светом души.

Когда мы концентрируемся, мы должны почувствовать, что наша сила концентрации исходит из сердечного центра и затем поднимается к третьему глазу. Сердечный центр там, где находится душа. Когда в это время мы думаем о душе, лучше не составлять никакого особого представления о ней и не пытаться думать, на что она похожа. Мы будем думать о ней только как о представителе Бога или как о беспредельном свете и восторге. Когда мы концентрируемся, мы пытаемся почувствовать, что свет души приходит из сердца и проходит через третий глаз. Затем, с этим светом, мы входим в объект концентрации и отождествляемся с ним. Заключительный этап концентрации – открытие скрытой, предельной Истины в объекте концентрации.

Прикосновение к бесконечности: медитация

Когда мы концентрируемся, мы фокусируем наше внимание на конкретном предмете. Но когда мы медитируем, мы чувствуем, что глубоко внутри нас есть способность видеть многое, иметь дело со многим и принимать многое в одно и тоже время. Когда мы медитируем, мы пытаемся расширить себя, как птица, раскрывающая крылья. Мы пытаемся расширить наше конечное сознание и войти в Универсальное Сознание, где нет страха, зависти или сомнений, а только радость, покой и божественная сила.

Медитация означает наш сознательный рост в направлении Бесконечности. Фактически, во время медитации мы входим в свободный, спокойный, безмолвный ум и предоставляем самой Бесконечности лелеять и растить нас. Когда мы в медитации, мы хотим только общаться с Богом. Сейчас я говорю на вашем языке и вы можете понять меня, так как вы хорошо знаете свой язык. Аналогично, если мы знаем, как правильно медитировать, мы будем способны общаться с Богом, так как медитация – это язык, который мы используем чтобы говорить с Богом.

Море спокойствия

Медитация подобна погружению на дно моря, где все тихо и спокойно. На поверхности может быть множество волн, но глубже море спокойно. В своих глубочайших глубинах море – само безмолвие. Когда мы начинаем медитировать, сначала мы пытаемся достичь нашей внутренней сущности, нашей истинной сущности так сказать, дна моря. Если волны приходят из внешнего мира, они не затрагивают нас. Страх, сомнения, тревога и вся темная суета будут просто смыты, так как внутри нас нерушимый покой. Мысли не могут тревожить нас, так как наш ум сам покой, само молчание, само единство. Подобно рыбам в море, они выпрыгивают и плавают, но не оставляют следа. Так что, когда мы находимся в нашей высочайшей медитации, мы чувствуем, что мы – море, и животные в море не могут потревожить нас. Мы чувствуем, что мы – небо, и все пролетающие птицы не могут потревожить нас. Наш ум – небо, а наше сердце – бесконечное море. Это – медитация.

Становясь истиной: созерцание

С помощью концентрации мы сосредотачиваемся в одной точке. С помощью медитации мы расширяем наше сознание в Безбрежность и входим в ее сознание. Но в созерцании мы превращаемся в саму Безбрежность, и ее сознание становится воистину нашим собственным. В созерцании мы в одно и тоже время находимся в нашей глубочайшей концентрации и в нашей высочайшей медитации. В созерцании мы движемся к истине, которую увидели и ощутили в медитации, становимся полностью едины с нею. Когда мы концентрируемся на Боге, мы можем почувствовать Бога прямо перед собой или рядом с собой. Когда мы медитируем, мы обязательно почувствуем Бесконечность, Вечность и Бессмертие внутри себя. Но когда мы созерцаем, мы увидим, что мы сами – Бог, что мы сами – Бесконечность, Вечность и Бессмертие. Созерцание означает наше сознательное единство с бесконечным вечным Абсолютом. В созерцании Творец и творение, любящий и Возлюбленный, познающий и познаваемое становятся едиными. В один момент мы – божественный любящий, а Бог – Возлюбленный Всевышний. В следующий момент мы меняемся ролями. В созерцании мы становимся едины с Творцом и видим целую Вселенную внутри себя. В то время когда мы смотрим на свое собственное существование, мы не видим человеческого существа. Мы видим нечто подобное источнику света, покоя и блаженства.

Концентрация передает сообщение о бдительности. Медитация передает сообщение о безбрежности. Созерцание дает представление о неразделимом единстве.

Медитация в сравнении с созерцанием

Если мы медитируем на определенное божественное качество, такое как свет, покой или блаженство, или если мы медитируем абстрактно на Бесконечность, Вечность или Бессмертие, тогда все это время мы будем чувствовать внутри себя скорый поезд, движущийся вперед. Мы медитируем на покой, свет или блаженство, в то время как скорый поезд безостановочно движется. Наш ум тих и спокоен в просторе Бесконечности, но движение есть; поезд бесконечно движется к цели. Мы представляем себе цель, и медитация ведет нас туда.

Не так в созерцании. В созерцании мы чувствуем целую Вселенную и самую далекую Цель глубоко в самих себе. Когда мы созерцаем, мы чувствуем, что вмещаем в себя целую Вселенную со всем ее бесконечным светом, покоем, блаженством и истиной. Нет ни мыслей, ни форм, ни идей.

В созерцании все сливается в один поток сознания. В нашем высочайшем созерцании мы чувствуем, что мы – ни что иное как само сознание; мы одно с Абсолютом. Но в нашей высочайшей медитации есть динамичное движение, продолжающееся в нашем сознании. Мы полностью осознаем, что происходит во внутреннем и внешнем мире, но происходящее не оказывает на нас влияния. В созерцании также мы не подвержены влиянию того, что происходит во внутреннем и внешнем мире, но все наше существование стало неотъемлемой частью вселенной, которую мы вмещаем глубоко внутри себя.

Упражнения в концентрации

1. Точка
Если вы хотите развить силу концентрации, то вот упражнение, которое можете попробовать сделать. Сначала как следует умойте лицо и глаза холодной водой. Затем сделайте черную точку на стене на уровне глаз. Встаньте лицом к ней на расстоянии около 10 дюймов (25 см) и сконцентрируйтесь на ней. Через несколько минут пытайтесь почувствовать, что когда вы вдыхаете, ваш вдох на самом деле исходит из точки, и эта точка тоже вдыхает, получая свое дыхание от вас. Пытайтесь ощутить, что вас двое: вы и черная точка. Ваше дыхание приходит из точки, а ее дыхание – из вас.

Через 10 минут, если ваша концентрация была очень сильной, вы почувствуете, что ваша душа оставила вас и вошла в черную точку на стене. В это время попытайтесь почувствовать, что вы и ваша душа меняетесь местами. Душа переносит вас в свой мир для реализации, а вы приносите душу в физический мир для проявления. Таким способом вы очень легко можете развить силу концентрации. Нo этот метод требует практики. Есть многое, что очень легко дается с практикой, и только потому, что мы не практикуемся, мы не получаем результата.

2. Видение и реальность
Другое упражнение, которое вы можете постараться сделать, заключается в следующем. Сначала сделайте очень маленький круг на стене на уровне глаз и внутри него поставьте черную точку. Она должна быть черной; не синей или красной или какого-то другого цвета. Затем встаньте лицом к стене на расстоянии 3,5 футов (около 1 м) и сфокусируйте свое внимание на круге. Ваши глаза должны быть расслаблены и полуоткрыты. Позвольте силе вашей концентрации исходить из середины лба. Через 3-4 минуты полностью откройте глаза и попытайтесь почувствовать, что с головы до пят вы – глаза. Все ваше физическое существо становится ни чем иным, как видением, и это видение сфокусировано на точке внутри круга. Затем начинайте уменьшать объект вашей концентрации. Через несколько секунд попытайтесь почувствовать, что все ваше тело стало столь же малым, как точка на стене. Попробуйте ощутить, что точка – это другая часть вашего собственного существа. Затем войдите в точку, пройдите через нее и окажитесь с другой ее стороны. С другой стороны точки обернитесь и посмотрите на ваше собственное тело. Ваше физическое тело – с одной стороны, но благодаря силе вашей концентрации вы отослали свое тонкое тело на другую сторону точки. Через свое тонкое тело вы видите свое физическое тело, а через свое физическое тело вы видите свое тонкое тело.

Я концентрируюсь ради успеха в путешествии моей жизни. Я медитирую ради прогресса в путешествии моей жизни. Я созерцаю ради Божественного процесса в путешествии моей жизни.

Когда вы начали концентрироваться, все ваше физическое тело стало одним видением. В это время точка была вашей реальностью. Когда вы вошли и точку, тогда видение и реальность стали одним. Вы были видением, но также вы были и реальностью. Когда вы оглянулись на себя из точки, процесс стал обратным. В тот момент вы стали видением за пределами себя, а место, к которому вы обернулись – ваше тело – стало реальностью. Затем видение и реальность стали снова одним. Когда вы способны воспринимать видение и реальность таким образом, ваша концентрация абсолютно совершенна. Когда ваша сила концентрации может вынести вас на другую сторону точки, которую вы называли реальностью, в это время все ваше существо окажется далеко за пределами как видения, так и реальности. И когда вы сможете почувствовать, что вы превзошли ваше видение и вашу реальность, вы получите безграничную силу.

Если вы мой ученик, то, когда вы концентрируетесь на черной точке внутри круга, вы можете попытаться увидеть там самого себя – ваше собственное лицо устремленности. Почувствуйте, что вы существуете здесь и нигде больше. Затем попытайтесь почувствовать, что ваше существо, ваше лицо, ваше сознание – все целиком – заменены моими. Когда-нибудь вы почувствуете, что ваше прежнее существо полностью заменено моим, и тогда вы установите ваше нераздельное единство со мной, и сила моей воли обязательно войдет в вашу жизнь.

3. Мой друг-сердце
Так же, как вы можете концентрироваться на кончике своего пальца или на свече или на какой-то другой материальном объекте, вы можете также концентрироваться на своем сердце. Вы можете закрыть глаза или смотреть на стену, но все время думать о своем сердце как о дорогом друге. Когда такое размышление становится наиболее интенсивным, когда оно полностью поглощает все ваше внимание, тогда это значит, что вы вышли за пределы обычного размышления и вошли в концентрацию. Физически вы не можете посмотреть на ваше духовное сердце, но вы можете сфокусировать на нем все ваше внимание. Тогда постепенно сила вашей концентрации входит в сердце и полностью уводит вас из царства ума.

Если вам не присуща чистота в очень высокой степени, если вашим сердцем владеют темные желания, то прежде чем концентрироваться на сердце вам следует призвать чистоту. Когда вы чувствуете Живой алтарь глубоко в самых потаенных уголках вашего сердца – это и есть чистота. Когда вы чувствуете божественное присутствие внутреннего алтаря, вы сразу же очищаетесь. В это время ваша концентрация на сердце будет наиболее эффективной.

4. Пульс жизни
Некоторые ищущие предпочитают концентрироваться на биении своего сердца. Если вы хотите так сделать, не бойтесь, что сердце остановится и вы умрете. Если вы хотите быть действительным героем в своей духовной жизни, вы можете практиковать концентрацию на сердцебиении. Это для вас бесценная возможность войти в бесконечную жизнь. Всякий раз, как вы слышите звук своего сердцебиения, вы непосредственно почувствуйте в нем свою бесконечную, бессмертную жизнь.

5. Внутренний цветок
Для этого упражнения вам понадобится цветок. С полуоткрытыми глазами несколько секунд смотрите на весь цветок. Когда вы концентрируетесь, пытайтесь почувствовать, что вы – этот цветок. В то же время пытайтесь ощутить, что этот цветок растет в самых удаленных уголках нашего сердца. Почувствуйте, что вы – цветок и вы растете внутри вашего сердца.

Затем постепенно постарайтесь концентрироваться на одном отдельном лепестке цветка. Почувствуйте, что этот лепесток, который вы выбрали, является зародышевой формой вашей реальности-существования. Через несколько минут снова концентрируйтесь на всем цветке и ощутите, что это – Универсальная Реальность. Так перемещайтесь вперед и назад, концентрируясь сначала на лепестке – зародышевой форме реальности, а потом на всем цветке – Универсальной Реальности. Делая это, постарайтесь, пожалуйста, не допустить в ваш ум ни одну мысль. Постарайтесь привести свой ум в состояние полного покоя, безмолвия, тишины.

Через некоторое время закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь увидеть в своем сердце цветок, на котором вы концентрировались. Затем, таким же образом, как вы концентрировались на физическом цветке, мягко, закрыв глаза, сконцентрируйтесь на цветке в вашем сердце.

Упражнения в медитации

1. Сердце – роза
Пожалуйста, представьте цветок внутри вашего сердца. Предположим, вы предпочитаете розу. Представьте, что роза не полностью расцвела; она еще бутон. Промедитировав 2-3 минуты, попытайтесь, пожалуйста, представить, что лепесток за лепестком цветок расцветает. Наблюдайте и чувствуйте раскрывающийся лепесток за лепестком цветок внутри вашего сердца. Потом, через 5 минут, попытайтесь почувствовать, что сердца нет совсем, есть только цветок внутри вас, называемый «сердце». У вас нет сердца, есть только цветок. Цветок стал вашим сердцем или ваше сердце стало цветком.

Через 7-8 минут, пожалуйста, почувствуйте, что этот цветок-сердце заполнил все ваше тело. Вашего тела здесь больше нет; с головы до ног вы можете чувствовать аромат розы. Если вы посмотрите на свои ступни, вы немедленно ощутите аромат розы. Если вы посмотрите на свои колени, вы ощутите запах розы. Если вы посмотрите на свою руку, вы ощутите аромат розы. Повсюду красота, аромат и чистота розы заполнили все ваше тело. Когда вы ощутите с головы до ног, что вы стали только красотой, ароматом, чистотой и восторгом розы, тогда вы готовы занять место у Ног вашего Возлюбленного Всевышнего.

2. Река сознания
Когда вы медитируете, постарайтесь, чтобы ваш ум принял 3 качества: чистоту во всем вашем существе, скромность во всем вашем существе и благодарность в каждом вашем члене, в каждой клетке. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, чувствуйте, что река божественного сознания протекает через вас без какого-либо принуждения или усилия. Почувствуйте, что эта река божественного сознания втекает и вытекает в постоянном единстве с Источником, Всевышним.

3. Предложите это Богу
Когда вы вдыхаете, почувствуйте, что вы вдыхаете бессмертные качества Бога, а когда выдыхаете, почувствуйте, что вы предлагаете Богу свое неведение.

В настоящее время мы чувствуем, что неведение – наше достояние. Хотя мы и говорим, что неведение – это очень плохо, мы не хотим расстаться с ним. Но мы должны знать, что неведение не является нашим истинным достоянием, наши истинные достояния – покой, свет и блаженство. Во время медитации предлагайте Богу ваши ложные достояния и принимайте от Бога ваши истинные достояния. Просите Бога взять то, что вы имеете и чем вы являетесь, и дать вам то, что Он имеет и чем Он является.

Что у вас есть – это устремленность, внутренний зов стать божественным. Чем вы являетесь – это невежество. Просите Бога взять как вашу устремленность, так и ваше невежество, и дать вам то, что Он имеет и чем Он является: Бесконечность, Вечность и Бессмертие.

4. Золотое существо
Пытайтесь почувствовать, что вы в сердце Бога, Внутреннего Пилота. Хотя вы не видели Всевышнего, все-таки мысленно представьте человеческое существо, все из золота. Представьте, что Он прямо перед вами, а вы внутри Его сердца или в Его объятиях или у Его Ног. Не думайте, что вам 18 или 40, или 60 лет. Думайте, что вам всего месяц от роду и что вы внутри самого Сердца Всевышнего или в Его объятиях.

5. Простор неба
Держите глаза полуоткрытыми и представьте себе безбрежное небо. Вначале постарайтесь почувствовать, что небо перед вами; затем постарайтесь почувствовать, что вы так же безбрежны, как небо, или что вы – это само безбрежное небо.

Через несколько минут, пожалуйста, закройте глаза и попробуйте увидеть и почувствовать небо внутри своего сердца. Пожалуйста, почувствуйте, что вы – универсальное сердце, и что внутри вас – небо, на которое вы медитировали и с которым отождествили себя. Ваше духовное сердце бесконечно просторнее неба, так что вы легко можете вместить небо внутри себя.

Упражнения в созерцании

1. Игра в прятки
Попытайтесь представить золотое существо и почувствовать, что Оно бесконечно более прекрасно, чем самое чудесное дитя, какое вы когда-либо видели на земле. Это существо – ваш Возлюбленный Господь Всевышний. Вы – божественный любящий, а золотое существо – ваш Возлюбленный Господь Всевышний.

Теперь попробуйте представить, что ваше собственное сущее, как и сущее вашего Возлюбленного, – на вершине горы в Гималаях или на самом дне Тихого океана – смотря по тому, что вам легче. Как только вы это почувствуете, внутренне улыбнитесь.

Через несколько секунд, пожалуйста, почувствуйте, что вы сами – Возлюбленный Всевышний и что золотое существо – божественный любящий. Это похоже на божественную игру в прятки. Когда вы становитесь Возлюбленным Всевышним, божественный любящий ищет вас, а когда вы становитесь божественным любящим, вы ищите вашего Возлюбленного Всевышнего. В какой-то момент вы – божественный любящий, а в следующий момент вы – Возлюбленный Всевышний.

Вначале, пожалуйста, выполняйте упражнение с полуоткрытыми глазами. Когда вы станете искусны в нем, можете закрыть глаза.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Когда я сажусь медитировать, мне приходится концентрироваться, успокаивая свой ум, с таким напряжением, что я не могу вступить в контакт с моим внутренним «я».
Ответ: Возможно, вы этого не знаете, но вы поступаете верно. Когда вы пытаетесь удержать свой ум спокойным и тихим, вы концентрируетесь. В концентрации вы пытаетесь контролировать ваши мысли и эмоции. Концентрация должна прокладывать путь медитации. Чтобы медитировать, вы должны были уже дисциплинировать в какой-то мере эмоциональную жизнь и беспокойный ум. Когда вам удастся прогнать прочь все мысли, которые беспокоят ваш ум, раньше или позже ваше внутреннее «я» выйдет на передний план, подобно ярко горящему солнцу, рассеивающему завесу облаков. В настоящее время внутреннее солнце закрыто облаками-мыслями, идеями, сомнениями, страхами и так далее. Когда вы сможете их прогнать, вы увидите, что ваше внутреннее «я» сияет, блистает и лучится прямо перед вами.

Вопрос: Как можно узнать, концентрируешься ты или медитируешь?
Ответ: Когда это концентрация, присутствует огромная напряженность; это подобно стреле, входящей в мишень. Если вы чувствуете, как напряженная сила питает вас энергией, тогда это – результат вашей концентрации. Но в медитации присутствует покой и чувство простора повсюду вокруг, особенно в уме. Если вы чувствуете глубоко внутри безмерное море покоя, света и блаженства, то это результат вашей медитации. Медитация вся – покой, равновесие и безбрежность. Напряженность есть и здесь, но напряженность, залитая потоком света. В концентрации не обязателен и часто не бывает высочайший свет.

К тому же концентрация требует немедленных результатов. Она готова все сделать для достижения своей цели. Медитация чувствует, что она имеет в своем распоряжении бесконечное время. Это не означает, что медитация пренебрегает быстротечным временем. Нет, она оценивает по достоинству быстротечное время, но в текущем времени она видит бесконечное время. Вот почему в медитации имеется бесконечный покой.

Не отдавайте предпочтение ни одному из этих переживаний. Если Всевышний хочет сконцентрироваться в вас и через вас, тогда вы позволяйте это. Опять же, если Он хочет медитировать в вас и через вас, то вы также позвольте это.

Вопрос: Когда мы научились медитировать, следует ли нам и далее практиковать концентрацию?
Ответ: Как общее правило ищущие, которые еще только входят в духовную жизнь, должны начинать с концентрации в течение, по крайней мере, нескольких месяцев. Как только они научатся концентрироваться, медитация становится легкой. Но даже когда вы способны медитировать, желательно концентрироваться по несколько минут перед началом вашей ежедневной медитации. Если вы сконцентрированы, вы подобны бегуну, который освобождает дорожку от препятствий перед началом бега. Как только дорожка освобождена, вы можете бежать очень быстро. В это время вы становитесь подобны внутреннему скорому поезду, который останавливается только в пункте назначения.

Вопрос: Как мы подходим к созерцанию после завершения медитации?
Ответ: Созерцание приходит через многие годы, когда человек очень продвинулся в духовной жизни. Созерцание – высшая ступень внутренней лестницы. Очень, очень немногие духовно устремленные люди обладают способностью осуществлять даже ограниченное созерцание и они, конечно, не могут делать этого по своей собственной воле.

Созерцанием следует овладеть перед осознанием Бога, поэтому созерцание нельзя игнорировать или избежать. В вашем случае в созерцании нет необходимости, так как ваши концентрация и медитация еще не совершенны. Когда будут совершенна ваша концентрация и совершенна ваша медитация, необходимо будет совершенствовать и ваше созерцание. Тогда вы действительно будете способны войти в Высочайшее.

Как вы можете преуспеть во внешней жизни, если у вас нет силы концентрации? Как вы можете прогрессировать во внутренней жизни, когда у вас нет покоя медитации?


Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации, часто может происходить частичное, или полное отвлечение на мысли, или другие ощущения. Этого допускать не следует. Как только отвлечение зафиксировано, внимание также, усилием воли возвращается на объект концентрации.
Первое время для большинства людей концентрация кажется чем-то почти невозможным для выполнения, т.к. отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем мы занимаемся и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку, что все эти мысли я буду думать после практики, а сейчас – только практика.
Первые месяцы у большинства людей, как правило, ещё нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться Вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности концентрация – это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда Ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а на завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в Вашей индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, Вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но Ваша задача сделать его подвластным, суметь обучиться направлять Ваш потенциал в единое русло. Свами Вивекананда, говоря о концентрации, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с силой кундалини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.
По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, т.к. этот процесс, чаще всего постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда Ваш разум познает природу созерцания, и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.
Человек, освобожденный от мыслей на время медитации, пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи – савикальпа самадхи. По мере успокоения ума, нарастает блаженство и восторг.
Не стоит подавлять мысли, нужно просто оставить их как есть. Ум некоторое время ещё будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами, или прозой, поет дифирамбы, или пугает – все это не важно, все это Вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если Вы обучились не реагировать на мысли, Ваше сознание поднимается до сферы интуитивного разума.
Начинающему практику можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление тела и ума с сохранением бдительности, осознанности. Не стоит пытаться её сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь Ваше внимание всегда с Вами, поэтому Вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно изливаться на объект восприятия.
Когда начинаются старания, или усилия - бдительность теряется, т.к. включается эго, деятельный субъект и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях Вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием на более грубую - сферу мысли.
По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время такого самадхи существует лишь этот объект, погруженный в чистое «Я».
Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, т.к. усилия – это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия, происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют нирвикальпа самадхи.
Здесь многое зависит также и от объекта медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. По моему мнению, все же лучшая медитация – это медитация без объекта, которая представляет собой расслабление в естественном присутствии.
Медитация - это расслабление в естественном присутствии. Чтобы перейти на медитацию необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, т.к. внимание вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, т.к. их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.
Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы. В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что Вы наблюдаете от самого наблюдения. Если кажется, что Вы медитируете, это значит, что, скорей всего, Вы лишь думаете об этом. Медитация – является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения ни какие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуются мысли. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды, вдруг, задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала – споткнулась.
Одной из самых эффективных медитаций – является медитация на мысли возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей, Вы станете различать разные аспекты, или грани мыслей. Станет ясно, что мысль – это не только то самое, живое, моя личность, эго и т.п., а это ещё и энергия, причем объективно живой её не назовешь - это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.
Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать и по началу расслабление кажется чем-то не естественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии.
В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления Вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, Вы как бы расплываетесь в пространстве, и Ваше я уже не тот сжатый пучок мыслей.
По мере продвижения в практике медитации, выражение мыслей во внутренний монолог, станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться ещё в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Ещё не впустив мысль в себя, Вы уже различаете, является ли эта мысль негативной, или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав её, дать ей ход, или не стоит.
Считаю, что это лучший способ прекратить индульгирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы, зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, но редко дают реальную свободу от негативных переживаний.
Как уже упоминалось можно медитировать без объекта, просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой, что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, Вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то, кончик носа, дыхание, звук, мантры или др.
По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятельности, внимание становится все более расфиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание, как некое вибрирующее бытие подобное пространству. Это ещё не конечная цель, т.к. все ещё имеется некая энергия, которую мы ощущаем, и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.
В медитации, по мере снятия напряжения, происходит выход всех, накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность разума. Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.
Начинать практику медитации можно с двадцати минут два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5-8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики. Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления.
Если медитация не получается и Вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкальпы).
1.) Я держусь объекта медитации, во что бы то ни стало, не отвлекаясь.
2.) Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3.) Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4.) Объект медитации уже и так здесь и сейчас, ни какие старания не помогут его воспринять. Нужно лишь расслабиться.
5.) Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
6.) Как я могу не управлять своим собственным умом. Если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7.) Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас и больше ничего не нужно - не к чему стремиться.
Все же, почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.
© Игорь Саторин

Многие люди, начинающие духовную практику, считают, что между медитацией и концентрацией нет ничего общего, так как первое занятие подразумевает под собой расслабление, а второе – наоборот сосредоточение.

На самом деле это очень близкие понятия, и существует даже специальная медитация на концентрацию, которая позволяет наиболее глубоко погрузиться в свой внутренний мир.

В этой статье мы рассмотрим наиболее популярные техники медитативного сосредоточения, каждая из которых по своему действенна.

Медитативное сосредоточение – что это?

Чтобы понять, что представляет собой медитация сосредоточения, нужно сначала разобраться в самом понятии концентрации. Когда человек концентрируется на каком-то объекте, он для него становится центром внимания, все же остальное при это словно перестает существовать.

Медитация по своей сути – это погружение в расслабленное состояние, однако при этом практикующий не просто отвлекается от внешнего мира, но и сосредотачивается на внутреннем. Во время медитации человек убирает из головы лишние мысли и думает только о том, что интересует его в данный момент.

Получается, что медитация – это по сути чистая внутренняя концентрация.

Существуют специальные техники медитативного сосредоточения, которые помогают человеку настроиться на нужный лад, поймать внутреннюю волну и достичь необходимого результата. Все это очень важно для тех, кто хочет научиться не только внутренне расслабляться, но и решать в этом состоянии определенные задачи.

Медитация на кончик носа

Мудрецы древнего Востока утверждали, что медитация на кончик носа помогает человеку открыть свой собственный третий глаз. Доподлинно неизвестно, правда ли это, но многие духовные практики утверждают, что данная техника действительно работает.

Как выполнить медитацию для концентрации внимания

Для того, чтобы открыть третий глаз, всего лишь нужно сфокусировать оба глаза на кончике собственного носа. Звучит довольно просто, однако на деле у многих возникают с этим сложности.

Дело в том, что сам по себе третий глаз расположен чуть выше кончика носа, но на этой же линии, и во время упражнения нужно стараться поймать и зафиксировать именно это положение.

Если глаза будут открыты слишком широко, то взгляд убежит вдаль, а если наоборот слишком опущены, то нос снова потеряется из виду.

Попробуйте выполнять эту технику по нескольку раз в день, сидя в удобной позе, но с выпрямленным позвоночником. Сосредоточение на кончике носа – это настоящая медитация для концентрации внимания, поэтому во время него нужно не просто выполнять механическое действие, но и мысленно представлять, как свет ваших глаз соединяется в той самой точке, где находится «божественное око».

Техники медитативного сосредоточения

Для того, чтобы научиться медитации на концентрацию, нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Для этого вам необходимо освоить какую-либо технику медитативного сосредоточения. Их существует несколько, и вы сами можете выбрать те, которые понравятся вам больше, или чередовать их.

Упражнение с видимым объектом

  • Примите удобную позу и сосредоточьте все свое внимание на любом объекте из окружающих вас. Не важно, какого размера будет выбранный предмет, главное – сфокусировать взгляд только на нем и, не моргая, задержать его на десять секунд.
  • Затем следует пауза расслабления на две минуты, когда вы просто ничего не делайте.
  • После этого закройте глаза и представьте тот же объект, но уже мысленно.

Выполняйте это упражнение пять раз в день в первую неделю, десять раз – во вторую, и пятнадцать раз – в третью. Новичкам проще будет сосредоточиться, если выбранный предмет будет небольшого размера и приятного цвета.

Упражнение со звуками

Одним из самых интересных способов медитации на концентрацию внимания является звуковой. Качественнее всего этот метод работает у людей-аудиалов, которые лучше запоминают информацию, произнесенную вслух.

  • Для выполнения упражнения вам нужно всего лишь выбрать какое-то слово или фразу и много раз подряд повторять его, максимально сосредоточившись на звучании.

Не стоит выбирать очень длинные фразы или сложные слова, лучше обратить внимание на приятные, красиво звучащие или просто интересные.

Упражнение с дыханием

Дыхание – это та вещь, на которую в обычной жизни мы практически не обращаем внимания.

  • Попробуйте сфокусировать все свое внимание на том, как вы дышите, и вы будете заворожены этим процессом.
  • Можно концентрироваться на полном дыхательном цикле, а можно только на вдохах или выдохах. Главное – не отвлекаться ни на что постороннее и думать только о самом дыхательном процессе.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день, и вы увидите, что концентрация внимания у вас значительно улучшилась.

Упражнение с воображаемым объектом

Эта методика подойдет тем, кто любит визуализировать.

  • Мысленно представьте себе любой объект и сфокусируйте на нем все свое внимание. Это может быть журчащий ручеек, горящая свеча и все, что угодно. Главное – представить объект во всех деталях, почувствовать его.

Если вы представляете свечу, стремитесь не только увидеть, как колышется ее пламя, но и как потрескивает стекающий воск, какое тепло она выделяет. Если ваш объект – река или ручей, представьте, как приятно журчит в нем вода, как снуют в ней маленькие рыбки, как отражаются солнечные лучи.

Упражнение на логику и нестандартное мышление

Такой способ концентрации понравится тем, кто любит решать ребусы и головоломки. Вам предстоит сосредоточиться на необычном решении абстрактной задачи.

Например, всем людям знаком звук аплодисментов. При этом хлопке одна ладонь ударяется о другую. А теперь представьте себе, как бы звучал хлопок только одной ладони! В качестве подобной задачи можно взять какую угодно нестандартную ситуацию, главное – полностью сосредоточиться на решении и мысленно представить, увидеть, услышать результат своей умственной деятельности.

Упражнение на движение

Этот способ нравится тем, кому обычно трудно усидеть на месте.

  • Выключите свет или закройте глаза, а затем включите любую музыку и начинайте танцевать.
  • Делайте это свободно и просто наслаждайтесь танцем, но при этом фокусируйте внимание на непосредственном взаимодействии между звуками и движениями.

Как вы уже успели убедиться, медитация на концентрацию может быть абсолютно любой. Все представленные здесь техники работают безупречно при условии их регулярного выполнения.

Медитация очень сильная практика, которая дает множество положительных эффектов. Основные положительные эффекты – быстрое восстановление психики после стрессов, восстановление физических сил, мощный рост воли, осознания, повышение эффективности работы, особенно интеллектуальной. Усиление энергетики человека, развитие интуиции, самоконтроля, памяти и различных экстрасенсорных способностей – также закономерный результат практики концентрации.

Самый легкий путь понять, что такое медитация – практика, Вы можете для этого использовать эффективную технику, имя которой концентрация .

Концентрация дает возможность войти в состояние медитации довольно быстро, причем требуется минимум объяснений. Через некоторое время концентрация автоматически переходит в медитацию, именно поэтому начинать упражнения по медитации легче всего с практики концентрации.

Концентрация представляет собой полное сосредоточение сознания на каком либо объекте. Другие объекты при этом как бы отодвигаются на задний план и получают минимум внимания.

Объекты концентрации могут быть самыми различными:

  • Точка на стене;
  • Символ;
  • Небольшой предмет;
  • Стихия (вода, земля, огонь, воздух);
  • Энергетический центр в теле человека или какой-либо его орган;
  • Звук;
  • Свет;
  • Дыхание;
  • Событие;
  • Человек;
  • Ситуация;
  • Абстрактное понятие.

Выбор объекта концентрации напрямую влияет на то, какой результат от практики Вы получите. Я имею в виду, что при разных объектах медитации получат развитие различные специфические способности. Но общим для всех объектов будет значительное повышение эффективности любого вида деятельности, проще говоря, КПД человека. По моему глубокому убеждению, концентрация еще и кратчайший путь развития экстрасенсорных способностей.

Техника концентрации

Одно из самых простых и эффективных упражнений по концентрации – работа с точкой на стене. Возьмите большой белый лист бумаги и нарисуйте посередине черный круг размером около 5мм. Круг полностью закрасьте. Этот лист должен находиться от Вас на расстоянии 0,5-1 метр, а точка должна быть примерно на уровне глаз или чуть ниже. Самый идеальный вариант – тихое спокойное место. Предупредите заранее свою семью, чтобы Вас не беспокоили во время занятий и отключите телефон.

Поза должна быть удобной и устойчивой, но позвоночник обязательно должен быть ровным. Лучше всего использовать для этого асану йоги ваджрасану, но если Вы не можете в ней просидеть долго или поза для Вас некомфортна можно сесть на стул или в кресло. При этом желательно не перекрещивать ноги и опираясь на спинку держать позвоночник ровным.

Время занятий поначалу – около 10 минут. Не спешите увеличивать его, это может остановить Вас почти в самом начале, т.к. может появиться стойкое отвращение к занятиям.

Смотрите не точку на стене, не моргая и не отвлекаясь на посторонние мысли и объекты. Всего через 10-20 секунд внимание будет усиленно отвлекаться на самые неуместные предметы и события. Взгляд начнет блуждать. Мысли будут постоянно Вам мешать, а их поведение будет похоже на стаю взбесившихся крыс. 🙂 Просто все время возвращайте свое внимание к точке на стене.

Старайтесь не моргать во время выполнения упражнения, а через какое-то время это становится все труднее. Глаза начинает «резать», но это, тем не менее, абсолютно не страшно для здоровья. Через некоторое время после выполнения упражнения и минимального отдыха (обычно не более 5-7 минут) неприятные ощущения полностью проходят без всяких последствий.

Иногда будет казаться что стена “плывет” перед глазами, взгляд будет затуманиваться, могут быть небольшие световые эффекты. Это не глюки, не шиза и Вас не посетила белка, с Вашей «крышей» – полный порядок.:) Не стоит этого пугаться, так бывает у всех. Просто у каждого немного по-своему.

Эффект от практики концентрации появляется постепенно, но уже через 2 недели Ваши способности к концентрации возрастут очень значительно, Вы просто не сможете этого не заметить. Первым же серьезным результатом можно считать факт, что изменения заметили окружающие люди, которые Вас достаточно хорошо знают.

Любая работа будет выполняться намного быстрее и качественнее, а усилий потребуется на ее выполнение гораздо меньше. Это открывает перед Вами и возможности для более быстрого профессионального роста. Вас будут больше ценить, как специалиста, а значит, Вы сможете претендовать и на соответствующий рост оплаты своего труда. Может это и чересчур прагматично, но это реальный факт.

И все же самый важный результат, который Вы сможете получить, практикуя концентрацию – это рост осознания и более высокий уровень контроля своей собственной жизни, рост и развитие воли и интеллектуальных способностей.


Похожие посты

  • (136)





Поставить ссылку на эту страницу

Поставить ссылку на эту страницу на форуме

Эзотерик
Спасибо тебе большое за этот пост… будут еще какие-нибудь практики по набору энергии?

Будут обязательно, просто времени на все реально не хватает. Скоро выложу.

Эзотерик, а можно использовать эту методику по изменению себя, например хочу стать более уверенной и сильной личностью, просто этот образ и все? Это все, что требуется?

Можно, это отлично работает. Просто выберите себе нужный образ и концентрируйтесь на нем регулярно и как можно чаще, и Вы будете постепенно меняться.

По моему, не самый лучший вид медитации…
бороться с резью в глазах НЕ РЕАЛЬНО, лучше их закрыть:)

Поверьте, результаты того стоят! 🙂 Эта техника одна из самых эффективных.

Эзотерик, очень хочется научиться этому приему, но все попытки на корню рубят слезливость.. Да, да, после минуты наблюдения за точкой неморгающим взглядом на смену рези в глазах приходят поочередно струйки слез, а затем картинка становится слишком размытой и наблюдать невозможно. Что-то со мной не так?

2 Константин

Не пугайтесь, это естественная реакция организма. У меня все точно так же. Я обычно в это время просто прекращаю концентрироваться.

Если получается совсем мало по времени за один подход, можно делать несколько с паузой в 5-10 минут на восстановление.

С каждым днем время концентрации постепенно увеличивается, тело потихоньку адаптируется.

И еще, обратите внимание, есь и другие способы развития способности концентрации, можно параллельно практиковать и другие техники, но между ними желательно делать паузу, например час.

Упражнения не особо увлекательные, поэтому без отдыха может наступить апатия и нежелание продолжать тренировки. Нагрузку надо наращивать очень постепенно.

Как и обещала, мои дилетантские вопросы.

Чем отличается релаксация от медитации? Поясню с чем связан мой вопрос. Когда-то в детстве я совершенно случайно оказалась на практическом уроке по релаксации. Это было очень давно, я могу не совсем верно всё припомнить, но свои ощущения я никогда не забуду. Это было именно попыткой отключиться. Нас концентрировали на словах вдох выдох, то есть все пытались думать только о дыхании, полностью отрешаясь от всех остальных мыслей. Всё происходило с закрытыми глазами.

2 Елена Ковалёва

Чем отличается релаксация от медитации?

Релаксация — это расслабление, максимальное снятие мышечного напряжения. Медитация — это состояние отключения потока мыслей при одновременном сохранении ясного сознания.

Упражнения по контролю за дыханием, которые Вы раньше делали имели целью преключить Ваше внимание на один единственный обьект — дыхание. Т.е. Вы учились концентрироваться на одном обьекте, в данном случае — дыхании.

Обьект может быть какой угодно, просто для разных людей могут в большей степени подходить разные обьекты. Кому то проще одно, кому то другое. Но по большому счету обьект не имеет значения. Важно то, что в итоге развивается одна и та же способность к концентрации.

На определенном этапе концентрации человек автоматически попадает в состояние медитации. Мысли отключаются. Это и есть медитация.

В этом состоянии человек становится как бы единым целым с обьектом концентрации. Это ПРЯМОЙ путь к познанию обьекта, считыванию ЛЮБОЙ информации о нем. Другими словами это называют экстрасенсорным восприятием.

Концентрация и медитация, при регулярной практике, приводят к развитию экстрасенсорных способностей. Дополнительные эффекты медитации и концентрации — общее оздоровление, связанное со снятием мышечных зажимов и психологических проблем, а также более высокая устойчивость психики.

По поводу открытых глаз. Однозначно не смогу долго не моргать. Постоянное напряжение сказывается. Это с практикой приходит? Может, есть иная методика с закрытыми глазами?

С практикой Вы сможете не моргать гораздо дольше. Только обратите внимание! Глаза не должны напрягаться! Если есть сильное покраснение белков глаз, значит надо уменьшить нагрузку! Не надо спешить, с каждым разом порог отодвигается дальше.

Есть и другие методики… В том числе и с закрытыми глазами. Обьект концентрации может быть звуком, дыханием, энергетическим центром. Имхо, оптимально — третий глаз.

Самое классное, что после написание поста о том, что я стал агрессивный, я стал жутко спокойный 🙂

Пребываю в очень гармоничном состоянии, и даже то, что раньше меня бесило, не очень раздражает 🙂

Видимо я тогда был просто под впечатлением от Ваших слов 🙂 И стал психом 🙂 А теперь все прошло.

А вообще, чтоб уравновешивать энергии, я начал практиковать Нади-Шодхану — попеременное дыхание через левую и правую ноздрю, чтоб Ида и Пингала находились в гармонии.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда «засматриваешься», ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

У меня, помнится, лет в 15-16 постоянно такие заскоки были, когда одна дома находилась, просто застревала в какой нибудь нелепой позе, на полпути и с места сдвинуться не могла.

А ещё я сама себе предсказывала разные интересующие меня события, концентрировалась на них, и получала ответ, будет это или нет. Было удобно, потому, что телефонов не было, и общаться и стыковаться было сложнее.

А мне эта техника концентрации очень напоминает состояние, когда “засматриваешься”, ну сидишь не мигая, смотришь в одну точку, пока кто нибудь перед носом махать не начнёт. Интересно, это разные состояния, или нет?

Это разные состояния. Состояние, описанное Вами, самопроизвольно «включается» после того, как уже больше не можешь концентрироваться.

Это как автоматический предохранительный клапан. Тональ «устает» и «освобождает узурпируемые им ресурсы».

а еще похоже на освобождение кэша или оперативки в компьютере. Как только ресурс свободен, его автоматически может использовать другой программный процесс, стоящий в очереди за ресурсом машины. 🙂

В этот самый момент происходит остановка внутреннего диалога — это одна из дверей в магию…

Если этому состоянию предшествовала серьезная концентрация на чем-либо, возможно получение информации об объекте концентрации «альтернативным» путем — ясновидение, прямое знание, проблески интуиции. По крайней мере, у меня это так.

Написать комментарий!