Что такое эманация в философии. Проблемы средневековой философии

Все о розетках

] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии , основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл , Левкипп , Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона , как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя , др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα ) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме . Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус , νόος , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» (меон , μείων ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи : наличие

Случается, что научные понятия начинают использоваться в повседневной речи. При попадании в разговорную речь слова могут изменить значение.

Например, понятие «эманация», которое переросло в ироничное обозначение запаха часто применялось русскими писателями, например Салтыковым- Щедриным.

Значение слова

Эманация происходит от «emanatio «, то есть «появления, распространения».

Существует несколько определений термина «эманация»:

  • Общее : появление из чего-либо, возникновение чего-либо из более сложного элемента.
  • Теологическое: Эманация означает появление вселенной (Универсума) через ее возникновение из запредельного исходного явления Единого (Божество).

Существует несколько трактовок понятия:

  • Философическая.
  • Химическая.
  • Физическая.

В физике эманацией называют газообразный промежуточный продукт распада.

Эманация в химии – изотоп Радона, 86 элемента менделеевской таблицы.

При обнаружении элемента Резерфорд предложил назвать его «эманация», позже получил название Радон.

Понятие «Эманация» связано с Плотином – древнегреческим мыслителем, систематизировавший учения Платона и давший толчок к появлению неоплатонизму.

Истоки понятия «эманация»

  • Натурфилософия. Гносеологические модельные копии – элементы, из которых возникает что-либо и к которым человек восприимчив и ощущает соответствующие чувства.
  • Платонизм. Если принимать Благо как излучающее начало и как бытие, то познание истекающего предмета(явления) станет возможным.
  • Философия Аристотеля. Первоначало создает энергию, ее распространение движет Универсум, развивает. Первоначало становится движущей силой возникновения чего-либо.
  • Философия стоиков. Творческий «первоогонь» пронзает все существующее, даже неорганическую природу и тем самым, делает возможным возникновение чего-либо.

Основой понятия стал образ источника, который носит метафорический характер. Подобное сравнение было в ходу у последователей платонизма. Источник дает начало реке, но никогда неисчерпается. Следует понимать, что речь ведется не о акте воли библейского Творца, но спонтанный акт. Единое благо выпускает эманации подобно солнцу, выпускающему тепло и свет.

Появление термина

Мир в трактовке Платона являл собой пирамиду, вершиной которого является «Благо». Благо выпускает и создает из себя бытие и способность человека понять существующие явления.

Благо становится основой идей, результатом которых становится «эманация» каждого объекта вселенной.

Перводвигателем по Платону становится божественное начало, Универсум, который создает энергию и с ее помощью заставляет вселенную существовать и создавать что-либо.

Развитие трактовки термина

Античный платонизм дал жизнь нескольким философским школам. Их последователи установили метафору концепции эманации, определяемой как возникновение из неизвестного неисчерпаемого истока, который создает что-либо.

Универсум часто сравнивали с солнцем, лучи которого не иссякали и не отнимали свет и энергию у солнца.

Более полно идею эманации развили древнеримские мыслители. Взяв за основу понятие «Логос», они представили его как созидательное начало мира.

Стоики полагали, что «первый огонь» излучает свою энергию, пневму, которая остывая и застывая, создает органическую природу.

Теория эманации

Известность концепция получила благодаря неоплатоникам . Плотин, крупнейший последователь неоплатонизма, предложил считать Универсум источником творческой энергии, которой у вселенной постоянный избыток.

То есть творческое начало Блага настолько сильное, что переполняет вселенную. Наш мир создается перводвигателем естественно и непроизвольно. Мир можно разделить на несколько уровней согласно приближенности к Универсуму.

Философская трактовка эманации – концепция потери совершенства во время поступательного выброса энергии. Которое может закончиться небытием, которое в неоплатонизме означает материю.

В упрощенном виде понятие «Эманация» (пояснение возникновения существующего через выделение творческого божественного посыла) раскрывает Говоров в произведении «Смирдин и сын»:

«Хвала тебе, женщина, родоначальница всего прекрасного в мире! Когда нам грустно и одиноко, ты приходишь неоткуда и глядишь глазами все понимающими, словно ЭМАНАЦИЯ божества.»

Концепция эманации оказала большое влияние на развитие европейской философии. В теологии понятие «Эманация» повлияло на:

  • Развитие и трактовку христианского канона (фундаментальное понятие в трактовке Святого Духа).
  • Развитие теологии.

Концепция эманации определила вектор развития европейских философских школ, дав начало схолистике, мистике и гуманистической философии Возрождения.

Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм

объяснения мирового процесса. Эманация противоположна эволюции. Эволюция

полагает идею совершенства в конце процесса, эманация, напротив, в его начале,

а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем

истечения. На конкретном примере отношение эволюции к эманации представляется

в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из

мертвой материи - эманацию, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.

Нельзя сказать, чтобы теория эманации была отжившей, хотя несомненно, что

эволюционизм в XIX в. взял верх над Эманацией В истории эманационных теорий

выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и

Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Эманация имеет

некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно

пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения

солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света

уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и

совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем

последней, худшей ступенью является материя. Представление об эманации

естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени

бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из

Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей

(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -

отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею эманации с своеобразными

видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий

Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал эманацию с

эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же

время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из

творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих

идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,

возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является

самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у

Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в

восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии эманация

появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду

теория эманации представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд

звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от

первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.

Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не

трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится

отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,

возражения, которые могут быть сделаны против теории эманации, тожественны с

возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,

изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного

явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической

его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что эманация

орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени

могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,

интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых

системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического

мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих

понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить

объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом

психическом мире ищут своего оправдания.

Но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, где зародыш, который развивается в утробный плод , уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения элементов и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты, а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков . Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь одного пламени передается и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов "Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) - или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было запроектировано (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы."

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Оккультисту и чела нет надобности объяснять разницу между Энергией и Эманацией. Санскритское слово «Шакти» непереводимо. Это может быть Энергией, но происходящей сама собою, а не вследствие действительной или сознательной воли того, кто ее производит. «Первородный», или Логос, не есть Эманация, но Энергия, присущая Парабрахману, Единому, и совечная с Ним. «Зохар» говорит об эманациях, но приберегает это слово для семи Сефиротов, которые эманируют из первых трех – образующих одну триаду – Кэтер, Хокма и Бина. Что касается этих трех, «Зохар» объясняет разницу, называя их «имманациями», чем-то присущим, одновозрастным с постулируемым предметом, или, другими словами, «Энергиями».

Одни только эти «Помощники», Ауфаним, получеловеческие Праджапати, Ангелы, Зодчие под Водительством «Ангела Великого Совета» вместе с остальными Строителями Космоса других народов, – могут объяснить несовершенство Вселенной. Это несовершенство является одним из аргументов Тайной Науки в пользу существования и деятельности этих «Сил». И кто знает лучше, чем некоторые философы наших цивилизованных стран, как близок к истине был Филон, приписывая происхождение зла примеси низших сил в формировании материи, и даже в формировании человека – задаче, доверенной божественному Логосу.

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ

(от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) - филос. , специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как развития Э. - нисхождение, дробление, рассеивание - противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об Э. всегда чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об Э. как «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от переизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: есть отсутствие блага, и неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой «отчизны». В дуалистических системах (пифагореизм , гностицизм) Э. обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости». Один из наиболее распространенных образов Э. как «истечения» - солнце и солнечный свет - был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам Э. привела Иоанна Скота Эриугену; несомненно ее влияние на нем. мистиков 14 в. (И. Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЭМАНАЦИЯ

(от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. ,) , филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм , неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу) , возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм , гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» . Один из наиболее распространённых образов Э. как «истечения» - солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а-509 d) - был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопагит) , а также арабомусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт идр. ) , а также у Николая Кузанского.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanatio – истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все» (см. также ВСЕЕДИНСТВО). В эманацизму, учение об истории развития предполагает от низшего к высшему.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЭМАНА́ЦИЯ

(позднелат. emanatio – истечение, исхождение, распространение, от лат. emano – вытекаю) – популярный антич. философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших, когда высшие остаются в неподвижном и неисчерпаемом состоянии, а низшие выступают в постепенно убывающем виде вплоть до нуля. М а т е р и а л и с т и ч. учение об Э. принадлежит в той или иной мере почти всей древней натурфилософии. Так, Эмпедокл (А 90, В 109а) объяснял зрение истечениями из элементов, производящими соответствующие раздражения наших органов чувств. Систематич. форму это учение приобрело у атомистов, к-рые учили об отделении от атомов того, что они называли "видиками" (εἴδωλα). Эти "видики", "истекая" из самих атомов, попадают и в органы человеч. чувств, становясь причиной соответствующих ощущений (Левкипп А 29, ср. 30–31; Демокрит А I, 121, 135). И д е а л и с т ы учили об истечениях из идеального мира в . Платонизм выдвинул учение об Э. сверхразумного и сверхсущего Единого, или Блага, что у Платона (R. Р. VI 508а–509d) дано в полумифич. форме учения о Благе как о сверхразумном Солнце, излучающем из себя все , т.е. дающем всему быть, и быть познаваемым. Аристотель, не признавая такого Единого и считая, что оно является попросту единством разнообразного, развил учение об Э. как об энергии в противоположность потенции (Met. IX 6–9) и как о перводвигателе (Met. XII 6–10), к-рый движет всем миром энергийно. Это учение было разработано неоплатонизмом, в учении об Э. к-рого слились три тенденции: 1) платоновское понятие о Едином, соединенное с аристотелевской энергией; 2) о всеобщей текучести вещей в духе эллинистич. субъективизма, развитое особенно в стоицизме, вслед за к-рым неоплатоники понимали Э. в духе провиденциализма, фатализма и телеологии; 3) идеи монистической, имманентно присущей всей действительности активной подвижности первоначала. Стоики понимали это материалистически – как истечение первоогня, охватывающего своими творческими потоками ("художественно-творческий огонь") всю в виде огненной пневмы, доходящей до теплого дыхания у человека и замирающего в неорганич. природе. Стоило только понять эти стоич. истечения провиденциально-фаталистически и интимно-творчески (а их энергийно-смысловая была разработана уже Аристотелем), как уже получалось развитое неоплатонич. учение об Э. Таковы идеи Плотина о творч. "истечении" (III 4,3; 7,2; 8,9; IV 5, 2; 7,5; VI 7, 12, 22), световом излучении (I 1,8; V 1,6; 3, 15; VI 7, 5), оставляющем первооснову без всякой убыли в течение всей вечности (III 8, 9; IV 9, 5) и действующем не произвольно, но по строгим законам действительности (III 2,2; IV 8, 6; V 4, 1). Эту теорию Э. подробно разработал Прокл, пользовавшийся для Э. технич. термином "выхождение", "исхождение"), употребляемым, впрочем, уже Плотиной (VI 3, 12). У Прокла же учение об Э. достигло своего окончат, диалектич. и структурного оформления: "пребывание на месте" – Э. – "возвращение". В конце концов, несмотря на весь этой теории, интуитивно он остался все-таки в пределах того круговорота вещества в природе, к-рый издавна проповедовала еще древнегреч. . Учение об Э. встречается в философии средневековья и Возрождения. Здесь оно столкнулось с монотеистич. противопоставлением творца и твари и только сравнит, редко оставляло неприкосновенным теорию теистич. вероучения (как, напр., в Ареопагитиках или у Николая Кузанского). Большей же частью оно вносило сильный пантеистич. элемент, благодаря чему и приводило теистич. теорию креационизма к полной катастрофе (как напр., у Иоанна Скота Эриугена, нем. мистиков 14 в. или в натурфилософии Возрождения, особенно у Бруно).

Лит.: Muller H. F., Plotinische Studien I, "Hermes", 1913, Bd 48, S. 408–25; Armstrong A. H., "Emanation" in Plotinus, "Mind", 1937, v. 46, p. 61–66; Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965, S. 118–64.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος) - философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация - нисхождение, дробление, рассеивание - противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о “естественной” продуктивной силе первоначала, “невольно” производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, чтоуже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и умунусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой “отчизны”. В дуалистических системах (пифагореизм , гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной “дерзости” (τόλμα). Один из наиболее распространенных образов эманации как “истечения” - солнце и солнечный свет (ср. Платон. “Государство” VI 508 a-509d) - был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эраугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭМАНАЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка

    эманация - и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей Бога. Павленков 1911. По представлению древних,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эманирование, излучение, радон, истечение Словарь русских синонимов. эманация см. излучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов

    - (от позднелат. emanatio истечение исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию … Большой Энциклопедический словарь

    ЭМАНАЦИЯ, эманации, жен. (лат. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего нибудь откуда нибудь, появление чего нибудь в результате выделения из чего нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По… … Толковый словарь Ушакова

    - (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины

    Эманация - (лат.emanatio истечение ағу) әлемнің жоғары құдайлықтан (оның шығармашылық, жаратушылық энергиясынан) «ағып шығуы», пайда болуы. Бұл жағдайда құдайлықтың өзі өзгеріссіз қалады, ал одан аққан кейін өзіне кері қайтады. Эманацияның теориясы теизм… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от позднелатинского emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как истечения солнце и солнечный свет (был… … Современная энциклопедия