Ирина Давыдова
Время на чтение: 10 минут
А А
Каждый из нас читает по-своему. Кто-то не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя. Кто-то запоем, ненасытно, практически «глотая» книжки и постоянно обновляя свою библиотеку. Скорость чтения человека определяется многими факторами — от активности психических процессов и характера до особенностей мышления.
Но не все знают, что эту скорость вполне можно повысить в 2-3 раза.
Мы расскажем — как это сделать.
Чаще всего для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:
Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) разделить на T (кол-во минут, потраченных на чтение) и умножить на K (коэффициент понимания, то есть, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).
Время чтения, конечно, замеряется с помощью секундомера.
А что касается осмысленности чтения, этот коэффициент определяется через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту. При всех 10-ти правильных ответах К равен 1, при 8 правильных ответах К=0, и пр.
Например , на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В этом случае, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:
V = (3000: 4)х0,6 = 450 зн/мин. Или около 75 слов/мин., учитывая, что среднее кол-во букв в слове равно 6-ти.
Согласно исследованиям, самая высокая скорость, позволяющая полноценно усвоить текст — 6000 зн/мин.
Более высокая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.
Обойдемся без формул! Копируем текст любой выбранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали! Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обычном режиме.
Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем показатели:
Улучшив свою скорость чтения с помощью определенных методик, вы не только повысите эффективность чтения, но и улучшите свои показатели памяти.
А прежде чем перейти непосредственно к изучению техники, следует максимально тщательно подготовиться к упражнениям.
Человеческой жизни не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?
Вниманию всех книгоглотателей, которым не хватает времени в сутках — лучшие упражнения для совершенствования техники чтения!
Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.
Как и почему?
Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.
Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.
Что она собой представляет, и как тренироваться?
Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.
Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).
Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.
Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.
Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.
Почему она мешает чтению?
Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.
Как перестать проговаривать про себя слова?
Для этого в процессе чтения…
Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк увеличивают время прочтения текста на 30 процентов.
Это может происходить невольно, автоматически — например, если вас отвлек посторонний звук, и вы не успели усвоить несколько слов. Или же для повторного чтения слишком информативной фразы, которую вы не поняли (или не успели понять из-за высокой скорости чтения).
Как отучиться от регрессий?
Понятно, что при высоких скоростях качество усвоения материала заметно снижается. Но, во-первых, это лишь на первых порах, пока вы не освоили технику скорочтения, а во-вторых, можно и на первых порах набирать скорость, не теряя качества чтения.
В этом помогут специальные упражнения:
Тренируйтесь до тех пор, пока не сравняется количество слов, полученное в процессе чтения и имеющееся на самом деле.
Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.
Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.
Основное внимание — на ключевые слова , несущие основную информативную нагрузку.
Как тренироваться?
Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.
И еще пара советов «на посошок»:
Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.
Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.
Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.
Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.
Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.
Тренируйтесь на разных видах текста:
Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.
Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Но это — уже совсем другая история…
Использовали ли вы упражнения для повышения скорости чтения? Пригодилось ли умение читать быстро в дальнейшей жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!
Школа Юрия ОкуневаПривет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.
Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы.
Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.
Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.
А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.
Всем большой привет! Как вы думаете, откуда учителя берут цифры для того, чтобы оценивать технику чтения школьников? Может быть, они придумывают эти цифры сами? Или это идея директора учебного заведения? Или все зависит от настроения педагога? Вряд ли.
Я тут поузнавала. Оказывается, проверяется техника чтения в начальной школе по . Это он все придумал, и прописал все нормативы, и указал учителям, кому двойки ставить, а кому пятерки.
Мы конечно не учителя (в большинстве своем) и в дневники ничего ставить не должны. Но знать о результатах, которых ожидают от наших детей, обязаны.
План урока:
Итак, государственный стандарт устанавливает для учеников различные нормативы по чтению. Они зависят от того, в каком классе учится школьник.
Хочу отметить, что технику чтения проверять – это вам не просто скорость подсчитывать. Нужно учесть и такие параметры как:
В 1 классе оценки за контрольное чтение не ставят. Им вообще их не ставят, так как считается, что эти цифры травмируют детскую психику. Но это не значит, что таких проверок не будет. Будут! И не раз!
В начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго (май). Делается это для того, чтобы в динамике увидеть развитие читательского навыка, без которого в школе никуда.
Оценить первоклашку учитель может, нормативы для первых классов имеются. Педагог чисто для себя оценку ставит и для нас, чтобы все были в курсе событий.
Итак, разрешите вам представить нормативы для самых маленьких школьников.
Начнем со скорости чтения и оценок (циферки, которые вы видите в табличках — это количество слов):
А теперь рассмотрим другие показатели, которые так же влияют на выставление хоть и предполагаемой, но все-таки оценки:
Показатель | Полугодие | |
1 | 2 | |
Способ | Плавное слоговое | Целыми словами, по слогам только сложные слова |
Осознанность | Осознанное | |
Правильность | Без ошибок | |
Выразительность | Четкое проговаривание слогов и слов | Четкое проговаривание слов |
Нормативы скорости чтения:
Посмотрим на остальные параметры для 2 класса:
Скорость чтения:
Предполагаемый прогресс на лицо!
Остальные параметры третьеклассника также не стоят на месте, развиваются:
В 4 классе вообще все серьезно!
Скорость чтения:
Получается, что в конце четвертого года обучения, ученик должен читать со скоростью, которая является наиболее оптимальной для речевого аппарата человека. Без этого навыка учеба в пятом классе раем школьнику не покажется.
Остальные параметры так же доводятся до совершенства:
Как быть, если маленькому школьнику никак не удается достичь верхнего значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют обыкновение развиваться с помощью .
Так что ж, теперь придется без конца сидеть за столом в обнимку с книжкой и читать? Нет. Существует масса по всем фронтам. Здесь главное не лениться. И, конечно же, здесь многое зависит от нас с вами, от родителей.
А родителям иногда тоже нужна мотивация, для того, чтобы в свою очередь замотивировать ребенка на занятия.
Для меня такой мотивацией является знание о том, что чем быстрее читает человек, тем более умным, сообразительным, интересным и ярким он становится. И я от души желаю этого своим детям. И вашим ребятишкам тоже.
Друзья, хочу порекомендовать вам интересный тренинг, созданный специально для родителей младших школьников«Все секреты быстрого чтения» . Для того, чтобы догнать и даже перегнать установленные нормативы не нужно совершать подвигов. Достаточно всего 30 минут в день.
А еще желаю вам не останавливаться на достигнутом. 120 слов за 60 секунд – не предел! Можно читать и 300, и даже 400 слов в минуту. Но это уже скорочтение получается! Очень интересная штука. Я им занималась и мне есть, что рассказать. Торжественно обещаю посвятить скорочтению отдельную статью на блоге!
Но вот такие результаты мне и не снились! Я и не подозревала, что так вообще бывает. В общем, друзья, нам есть куда стремиться! Смотрите видео и удивляйтесь!
Жду ваших комментариев по этой важной теме. Давайте делиться опытом!
Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Каждый человек задаётся вопросом, как быстро он набирает текст на клавиатуре.
Воспользуйтесь нашим онлайн тестом, чтобы бесплатно проверить скорость печати на клавиатуре компьютера.
Для измерения скорости набора необходимо напечатать в специальной программе небольшой текст объёмом в 1/3 страницы формата А4. Продолжительность теста зависит от скорости печати и займет от 2 до 7 минут .
У вас неограниченное число попыток прохождения онлайн теста. В бесплатном режиме текст для набора будет всегда один.
Выберите язык, на котором вы хотите проверить скорость печати и нажмите кнопку " Пройти тест скорости ".
Во время прохождения онлайн теста программа измерит следующие показатели:
Скорость печати - средняя скорость набора
Время набора - время, непосредственно затраченное на набор текста
Ошибки - количество опечаток, допущенных в процессе набора текста
Задержка – длительность удержания клавиши нажатой
Пауза – пауза между нажатиями на клавиши
Макс. без ошибок – максимальная длина текста, набранная без ошибок
Ритмичность печати - показатель, определяющий, насколько равномерно происходит нажатие на клавиши: чем выше, тем лучше
В русскоязычном сегменте клавиатурных тренажёров и программ, измеряющих показатели набора текста, скорость печати принято измерять в "знаках в минуту" , т.е. в количестве символов, набранных за 1 минуту времени.
Скорость набора, измеряемая в знаках в минуту, на английском языке обозначается как CPM (characters per minute) .
В англоязычном сегменте единицей измерения скорости печати выступают слова, а не символы. Соответственно, такая скорость печати измеряется в "словах в минуту" и обозначается на английском языке как WPM (words per minute) .
Как правило, измеряют не фактическое количество слов, а делят скорость печати в знаках в минуту на среднюю длину слова.
Иногда скорость печати измеряют в "ударах в минуту" . В этом случае единицей измерения является не только количество набранных знаков, но и количество нажатий на вспомогательных клавиши, вроде Shift и Alt.
На английском языке такая скорость набора обозначается как SPM (strokes per minute) .
Средним показателем одного англоязычного слова принято считать 5 знаков, в то время, как для русского языка средняя длина слова – 7,2 знака.
Не путайте скорость печати, измеряемую в знаках в минуту, и скорость печати, измеряемую в ударах в минуту – это разные величины!
Оптимальная скорость набора текста для поддержания производительности при работе на клавиатуре составляет 250 зн/мин. Именно с такой скоростью думает среднестатистический человек, когда формулирует у себя в голове мысль, которую ему необходимо напечатать на клавиатуре.
Воспользуйтесь градацией скорости набора, чтобы оценить результат, полученный при прохождении теста скорости:
Скорость набора | Характер набора | |
---|---|---|
< 120 зн/мин | < 24 wpm | медленная скорость печати, характерная для человека, имеющего небольшой опыт набора текста на клавиатуре |
120-160 зн/мин | 24-32 wpm | скорость печати среднестатистического человека, набирающего текст 2-4 пальцами, подглядывая на клавиатуру |
160-260 зн/мин | 32-52 wpm | средняя скорость печати человека, который владеет навыком слепого десятипальцевого метода набора. |
260-350 зн/мин | 52-70 wpm | хорошая скорость печати человека, который прошел обучение по курсу слепой печати более одного раза или развивает скорость набора с помощью клавиатурного тренажёра |
350-400 зн/мин | 70-80 wpm | скорость набора текста на профессиональном уровне владения клавиатурой |
> 400 зн/мин | > 80 wpm | очень высокая скорость печати, близкая к скорости речи |
Скорость набора | Кол-во страниц А4 | ||||
---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | 5 | 10 | ||
120 зн/мин | 24 wpm | 15м | 45м | 1ч 15м | 2ч 30м |
180 зн/мин | 36 wpm | 10м | 30м | 50м | 1ч 40м |
240 зн/мин | 48 wpm | 7м | 22м | 37м | 1ч 15м |
320 зн/мин | 64 wpm | 5м | 16м | 28м | 56м |
400 зн/мин | 80 wpm | 4м | 13м | 22м | 45м |
Порядка 1800 знаков вмещается на странице формата А4, напечатанной 14-ым шрифтом «Times New Roman» с полуторным интервалом между строк.
В сравнительной таблице отображена зависимость времени от скорости печати, которое необходимо потратить человеку на набор определенного количества страниц формата А4.
Как видно, результат владения быстрой печатью налицо!
Пройдите обучение по курсу слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре , чтобы экономить свое время.
Нормативы проверки техники чтения в начальных классах
по ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в части оценки достижения планируемых результатов особое внимание уделяет сформированности у учащихся хорошей техники чтения: выпускники начальной школы должны уметь читать быстро и осознанно.
Это требование стандарта никем не оспаривается, и поэтому учителя часто задают вопрос: «Как правильно проверить технику чтения у младшего школьника?». Проблема в том, что чаще всего в этот вопрос вкладывается один смысл: «Какие тексты лучше использовать, чтобы проверить с какой скоростью читают ученики?» Очень редко «техника чтения» связывается учителями с чем-то еще, кроме скорости чтения.
Давайте разберемся, что же такое «техника чтения» . Это очень объемное умение ученика, которое формируется всю жизнь и состоит из следующих навыков:
темп (скорость) чтения;
способ чтения;
осознанность чтения;
правильность чтения;
выразительность чтения.
Рассмотрим каждый навык отдельно.
Темп (скорость) чтения.
ФГОС НОО не дает четких нормативов для первоклассников. В разных школах, в разных классах (и даже в одном классе!) – разные дети. Они пришли в первый класс с разной подготовкой, они живут в разном социальном окружении, они отличаются эмоционально, отличаются по степени восприятия и понимания школьных требований. Как правило, каждое образовательное учреждение своим собственным нормативным локальным актом устанавливает требования к скорости чтения учащихся первого класса (а так же и второго, и третьего классов). Ориентировочный темп (скорость) чтения дан только для выпускников 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать 100-120 слов в минуту» (Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012).
Как из этих цифр получить норматив для первого класса? Очень просто. Делим цифры на 4 и умножаем на 1. Получаем, что выпускник первого класса, на базовом уровне должен читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Это ориентировочный темп (скорость) чтения для первоклассника.
Ориентировочные нормы техники чтения в начальной школе по ФГОС
Учебные четверти |
||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
|
Первый класс |
||||
больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов |
||
16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов |
||
10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов |
||
меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов |
||
Второй класс |
||||
больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
|
35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
|
25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
|
меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
|
Третий класс |
||||
больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
|
55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
|
40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
|
меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
|
Четвертый класс |
||||
больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
|
75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
|
65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
|
меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
|
Для того, чтобы правильно организовать проверку темпа (скорости) чтения, необходимо помнить несколько моментов:
Читает ребенок 2 минуты, а потом результат делится пополам. Почему? Все дети разные и с разной скоростью включаются в работу. Результат, полученный описанным способом, опять же будет более точным;
Отметка (не оценка, отметка!) в первом классе не ставится;
Для проверки скорости чтения учитель подбирает текст (художественный или научно-популярный):
имеющий воспитательную / образовательную ценность;
учитывающий интересы и возрастные особенности младших школьников;
имеющий объём 60-80 слов;
не знакомый детям (то есть ранее не использовавшийся в обучении).
Таким образом, делаем вывод: в первом классе скорость чтения можем начинать проверять с конца второй четверти; отметок не ставим; тексты подбираем очень тщательно, на каждую проверку скорости чтения другой текст.
Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. При оценке учитываются следующие параметры:
1 класс
Показатель | Полугодие |
|
Плавное слоговое | Целыми словами, по слогам только сложные слова |
|
Осознанность | Осознанное |
|
Правильность | Без ошибок |
|
Выразительность | Четкое проговаривание слогов и слов | Четкое проговаривание слов |
2 класс
Показатель | Полугодие |
|
Осознанность | Осознанное |
|
Правильность | Без ошибок |
|
Выразительность | С соблюдением логического ударения | С соблюдением интонаций и пауз. Расстановка логических ударени |
3 класс
Показатель | Полугодие |
|
Осознанность | Осознанное |
|
Правильность | Без ошибок |
|
Выразительность | С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста |
4 класс
Показатель | Полугодие |
|
Осознанность | Осознанное |
|
Правильность | Без ошибок |
|
Выразительность | С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному |
Способ чтения.
Это то, как читает ребенок: вслух или про себя, по слогам или целыми словами.
Обучение чтению в первом классе начинается с достаточно длительного периода – букварного (который в свою очередь во всех УМК подразделяется на добукварный, букварный и послебукварный). В это время дети знакомятся с буквами и звуками, учатся составлять слоги и произносить их, учатся составлять слова и читать их. Естественно на этом этапе о проверке способа чтения речь не идет, так как проверять пока что нечего: идет процесс научения. Завершается он примерно в середине (может даже ближе к концу) третьей четверти. В это время все дети должны (по программе, на базовом уровне!) освоить слоговое чтение (вслух и про себя), и перейти к чтению целыми словами.
Таким образом, делаем вывод: в конце третьей четверти первого класса, ученик достиг базового уровня в освоении способа чтения, если он читает простые слова целыми словами, сложные, длинные слова (больше трех слогов) по слогам, но достаточно уверенно.
Осознанность(понимание)чтения.
Как ученик понял (и понял ли вообще) текст, который он прочитал.
Понимание прочитанного не менее важно, чем скорость чтения. И подобрать текст и задания к нему, чтобы проверить осознанность чтения, достаточно сложно. Почему? Если у ребенка небольшой словарный запас, не очень широкий кругозор (а в первом классе так чаще всего и бывает), для проверки осознанности чтения у первоклассника подойдет не каждый текст.
Какую ошибку чаще всего допускают педагоги при проверке этого навыка? Происходит все примерно так: проверяют скорость чтения, затем по тому тексту, что ученик успел прочитать, учитель задает вопросы. Получается, что из 25-30 прочитанных слов (в лучшем случае) ученик объясняет, что он понял.
Пример текста для проверки осознанности чтения в 1 классе.
Друг или враг.
Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.
Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.
А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?
Люди научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.
Ученик прочитал за две минуты 30 слов (есть такие дети, читают очень медленно). Учитель отмечает: скорость чтения низкая. И тут же начинает проверять осознанность: задает вопросы по тексту. А что можно спросить, если ребенок прочитал только два предложения? Самое простое: о чем ты прочитал (или: что ты узнал (понял)) из прочитанного? Что ответит первоклассник? Прочитал о том, что зимой холодно, что мороз враг. Какой надо сделать вывод из ответа ученика? Навык осознанного чтения сформирован? Или не очень сформирован?
Как же правильно организовать проверку осознанности чтения?
Лучше всего конечно, «развести» проверки темпа и осознанности. Но, даже если эти два навыка Вы решили проверить одновременно, после того как ученик поставил через две минуты палочку или галочку, показывающие, что две минуты прошли, дайте ему время дочитать текст до конца. И будьте готовы к тому, что разным детям в классе понадобится разное время, для того чтобы прочитать текст до конца.
Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе.
Чудесная ёлка.
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
Г. Скребицкий, В. Чаплина
Определи и отметь галочкой предмет , который не упоминается в рассказе.
Или вот такое задание на проверку осознанности:
Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?
Ребята нарядили ёлку для _____________________________________
Можно предложить ученикам такие виды заданий (для других текстов):
составить картинный план для пересказа текста;
озаглавить текст;
подчеркнуть предложение, выражающее основную мысль текста.
Для сильных учеников можно предложить даже такое задание:
Прочитай текст. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов в скобках только одно верное. По ходу чтения подчёркивай то слово, которое считаешь верным.
Орешник
Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.
В. Максимов
Пожалуйста, избегайте общих вопросов, к примеру:
О чем этот текст? Какие животные упоминаются в тексте и т.д. Ответы на такие вопросы не дадут Вам информации, понял ребенок что прочитал или не понял.
О чем этот текст? Об орешнике. Какие животные упоминаются в тексте? Барсуки и кабаны. А если ученик не назвал соек, поползней и белок, значит, не понял ничего из текста?
При подготовке текста для проверки осознанности чтения, необходимо помнить о следующем:
текст может быть художественным или научно-популярным;
текст должен иметь объём 60-80 слов;
текст должен быть не знаком детям (то есть ранее не использоваться в обучении).
Таким образом, делаем вывод:
осознанность чтения можно проверять одновременно со скоростью чтения, но лучше эти две проверки разделить;
тексты подбираем очень тщательно и разные; стараемся максимально разнообразить задания, постепенно усложняя их.
Выразительность чтения.
Выразительность чтения. Насколько хорошо ученик при чтении умеет передавать интонацией настроение текста, соблюдать знаки препинания, соблюдать логические ударения, правильно ставить ударение в словах при произношении.
Пожалуйста, никогда не говорите ребенку: «Прочитай с выражением». С выражениями ругаются некоторые люди. А тексты читают выразительно.
При подготовке текста для проверки выразительности чтения, необходимо помнить о следующем:
текст должен быть художественным (поэтическим или прозаическим);
текст должен иметь воспитательную / образовательную ценность;
текст должен учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;
текст может иметь объём до 100 слов;
текст должен иметь ярко выраженный сюжет;
текст должен быть знаком детям;
проверка выразительности чтения проводится после предварительной подготовки учащихся.
Таким образом, делаем вывод: в первом классе (и во втором, и в третьем, и в четвертом) при проверке выразительности чтения детям обязательно дается знакомый художественный текст и время на подготовку; тексты обязательно должны быть понятны для детей данного возраста (нельзя при проверке выразительности чтения в 1 классе, брать тексты из учебника для 4 класса); используем различные поэтические и прозаические тексты; не забываем про выразительное чтение текста с диалогом по ролям.
Уважаемые коллеги! Как мы научим детей читать в начальной школе, так они и будут потом учиться в средней и старшей школе. Использование в речи большого словарного запаса, умение использовать правильные логические интонации и ставить правильные ударения в словах, уверенные навыки смыслового чтения, сформированное умение отделять главную информацию от второстепенной, все это кроется в трех словах – ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.