Главный еврейский праздник ханука. История и традиции праздника хануки.

Все о точечных светильниках

– традиционный еврейский праздник, который принято отмечать в течении 8 дней с 25 кислева (ноября-декабря). Это праздник свечей, который отдает дань дню освобождения Иерусалимского Храма, его освящения и очищения.

История Хануки

Разобраться тем, что же означает еврейский праздник Ханука, можно лишь проследовав истории, которая стоит за его становлением. После свержения Александра Македонского, правление Иудеей перешло в руки египтян, а затем и греков, и если во время правления первых, соблюдалась политика невмешательства в еврейскую религиозную жизнь установленная еще Македонским, то с приходом греков начались попытки всяческого ущемления и введения собственных традиций. В скором времени иудаизм и вовсе стал под запретом, чтение Торы и жизнь по еврейским законам жестоко карались тогдашними властями, повсюду устанавливались лишь греческие идолы. Вскоре был захвачен и Иерусалимский Храм. Подобные притеснения не могли длиться долго, сформировалось народное движение повстанцев, под руководством Иегуыа Маккавея. Из месяца в месяц, малочисленная и неопытная народная армия, разбивала небольшие группки греческих солдат, потихоньку отвоевывая свои земли. Дойдя до Храмовой горы, повстанцы свергли греческих идолов и зажгли масло для лампад, которое, не смотря на свое малое количество, прогорело целых восемь дней. С тех пор Хануку и празднуют восемь дней, зажигая каждый день свечи.

Даже школы, которые не имеют религии, и их ученики не ходят в общении, ставят елку, украшают окна и делают праздничную ярмарку. В детском саду дети будут изучать гимны и делать рождественские шары. Сообщества, которые этнически или религиозно разнообразны, имеют больше возможностей для своих меньшинств. Но в польском обществе мало места для другого: для атеиста, вегетарианца или того, кто не ведет себя как большинство. Еврейские дети часто не хотят участвовать в вечеринках. Это включает исключение из класса 30 человек.

Но аплодисменты для детей, за их мужество и способность бороться за то, что для них важно. Ваши дети не хотели иметь елку? У нас есть другие интересные вещи взамен. Весь день без телефонов, интернет, магазинов, но с сидящим за столом, играя в память и головоломки. Мы одеваемся в Пурим, сажаем дерево в Ту би-Шват, выпекаем чизкейк в Шавуот и жертвуем Хануке. Мы пьем вино, едят гумус и желатин без свиной кожи. Нам ничего не хватает.

Празднование хануки

Что такое Ханука у евреев, мы уже разобрались, так что теперь перейдем к традициям празднования. Как упоминаюсь раннее, в течении всей Хануки иудеи зажигают свечи: в первый день зажигают одну свечу, во второй – две, в третий – три и так далее. Всего в ходе праздника используются 44 свечи, учитывая ту, от которой исходит огонь. При этом необходимо каждый раз зачитывать специальные благословения в определенное время: до захода Солнца или с наступлением темноты.

Это скорее люди, которые говорят мне, что наши дети потеряют свое детство, не имея доступа к чему-то, что на самом деле не является всеобщим добром, традицией или мудростью, передаваемой из поколения в поколение, материальной или мгновенной. Так начался Ханука - еврейский праздник огней. Во время восьми дней праздника каждый день, на 9-значном подсвечнике, евреи зажигают одну свечу.

Самые большие чануки в Европе, установленные перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Первый ореол свечей был освещен раввином варшавской еврейской общины Стасом Войцеховичем, а также председателем Ассоциации еврейских религиозных общин в Польше Петром Кадликкием.

Традиции Хануки не подразумевают наличие выходных в ходе праздника, лишь дети отдыхают от школы, но Хануку называют "детским праздником" не только по этому, ведь в течении всех восьми дней, родители должны давать своим детям деньги и игрушки. В период Хануки дети обычно играют со специальным волчком с выгравированной надписью "Чудо великое здесь". Среди традиционных ханукальных блюд наиболее примечательными являются картофельные , приготовленные из клубней, яиц, мацы и специй.

Это праздник для нас, жителей Варшавы, евреев и поляков, важен, потому что это праздник людей, которые готовы многое сделать для сохранения своей национальной идентичности. В дополнение к членам еврейской общины на церемонии присутствовали, в частности. Цви Рав-Нер, посол Израиля в Польше, Яцек Козловски, вице-президент Варшавы Влодзимеж Пашинский и мэр Волы Уршула Керцковска. Затем члены муниципалитета отправились в близлежащую синагогу из них.

В течение восьми дней святого дня каждый день в 9-значном подсвечнике евреи зажигают одну свечу. На девятом вспомогательном плече подсвечника находится шаман - свеча, из которой огонь зажигает другую. Праздник был создан после победы Маккавеев над греками. После победы над оккупантами в 164 п.п. Евреи снова посвятили Иерусалимский храм, где во время вторжения греческий король ввел культ одного из эллинистических божеств.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

Ханука длится восемь дней, потому что произошло чудо, которое произошло во время переизбрания храма - он горел восемь дней, хотя было предсказано, что этого хватит всего на один день. Время, когда еврейская нация все еще была верна Богу. В еврейском календаре Ханука всегда начинает день месяца Кислеу; В традиционном календаре его празднования падают с ноября по декабрь, и они приближаются или уходят от Рождества каждый год.

Ханука - это еврейский «Фестиваль Света», который длится восемь дней. Самым важным ритуалом фестиваля является освещение огней один за другим - первый день фестиваля, второй - до восьмого дня, когда горит восемь огней. Церемония воспламенения еврейских символов в государственных зданиях отмечается и отмечается в ситуации, когда в Польше официально зарегистрировано около тысячи евреев.

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Ханука Менор организует ортодоксальную секту Хабада-Любавича по всему миру. Что такое секта Любавичей и весь еврейский фанатизм, сосредоточенный на ней, как в объективе? В еврейском еженедельнике раввин Ицхак Гинзбург из секты Хабад-Любавич сказал в наиболее распространенных еврейских комментариях в Соединенных Штатах: Честно говоря, что такое расистское движение.

Души неевреев совершенно разные и низшие. Если еврей нуждается в печени, может ли он взять ее у нееврея, чтобы пройти, чтобы спасти евреев? Тора, вероятно, позволила бы ей иметь бесконечную ценность. В жизни еврея есть нечто бесконечно более священное и уникальное, чем в жизни нееврея.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

Здесь раввин Шенур Залман называет не только христиан, но и нехристиан - всех, кроме евреев, - «мусором, расточительством Бога» - очевидно, в худшем смысле этого слова. Процитированный выше раввин Гинзбург не придумывает ничего нового, но только повторяет слова раввина Залмана. Материал, из которого были сделаны неевреи, исходит из божественных отходов. Поддержка движения, чьи руководители формально и публично расистские лозунги должны иметь свой эпилог в суде и участвовать в праздновании праздников и в пропаганде религиозных символов религии, корни которых восходят к отказу от Бога, его распятию, а затем, в течение двух тысячелетий С Божьей его главной целью является предательство Иисуса Христа.



Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

Ханука, также известный как Праздник огней, считается одним из самых важных и самых радостных праздников иудаизма. Это мобильный праздник, который начинается 25 числа месяца месяца. В течение восьми последовательных ночей в так называемой «Ханукке Менора», подсвечнике, зажигается больше свечей.

Немного истории Хануки - это праздник, который сильно относится к истории еврейского народа, а его родословная восходит к 25-му дню месяца Кислева 165 г. до н.э. Израиль был тогда покоренным государством, частью империи Александра Македонского. Империя позволила завоеванным народам исповедовать свою религию и культивировать свои родные традиции, но эта ситуация полностью изменилась после смерти Александра Македонского в 320 году до нашей эры. Империя была разделена, и власть над Иудеей была захвачена греческой династией Селевкидов, врагом иностранных культур.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не выпуская отрывки, которые не читаются в Рош Ходеш и в седьмой день Песах.

Селевкиды, управляемые королем Антиохии, наложили на народ Израиля как греческие, так и греческие политеистические религии. Они особенно возражали против еврейского монотеизма, в котором содержался один невидимый абстрактный бог - полная противоположность греческому многобожию, со многими богами, принимающими форму красивых людей или животных. Греки запрещали традиционные ритуалы для евреев, например обрезание мальчика, которому угрожали публичные казни, запрещающее владение Торой и, наконец, в 167 п.п.

Было объявлено декрет, переводящий Иерусалимский храм в место поклонения Зевсу. Кощунство храма коснулось евреев, чтобы вызвать семилетнее восстание против греков под руководством священника Матиаса. Когда после смерти Матиаса глава восстания был захвачен его сыном, Иуда назвал Макабуз, повстанцев стали называть Маккавеями. Евреям, наконец, удалось изгнать греков из Иудеи в 165 году до н.э. и восстание закончилось предоставлением независимости Маккавеям в 142 г. до н.э. Эта история описана в Книге Маккавеев, одной из Апокрифы Ветхого Завета.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса... совершенные в дни Матитьягу — первосвященника...»

Ханукальные светильники

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Конечно, одним из важнейших достижений восстания вне греческой зависимости было восстановление Храма Иерусалима. Ритуально очищаемый и вновь жертвуемый, простое напоминание о слове «ханука» буквально означает «жертвоприношение». Сразу после чистки храма священники заметили, что масла, накопленного в ритуальном подсвечнике, хватило всего на один день, и у них не было никаких запасов. Тем не менее, чудесным образом, подсвечник горел восемь дней, пока свеча не была сохранена в будущем. Именно в память об этом событии во время Хануки зажигаются восемь свечей.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Второе чудо было, конечно, выиграть частичную независимость Иуды и, в частности, сохранить религию, ритуалы и культурное наследие иудаизма, которые подверглись аденизации, могут полностью исчезнуть в глубинах истории! Как празднуется Ханука? Ханука - это праздник радости, в котором свет играет особую роль. В течение восьми последовательных вечеров горит свечная свеча - с девятью плечами, одна из которых - шаман - используется для хранения дополнительной свечи. Сначала шаманы загораются, затем слева направо: подсвечник слева и следующий справа.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.



Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Свечи должны гореть как минимум тридцать минут, и они либо загораются на закате, либо когда первые звезды появляются в небе. Важно, что «ханукское чудо» должно быть объявлено всему миру, поэтому подсвечник должен быть установлен так, чтобы он был видимым для многих людей или у входа в дом. Подсвечник нельзя использовать для каких-либо других целей, таких как освещение дома или зажигание чего-либо из пламени свечи.

Обычно один из членов семьи зажигает свечи для всей семьи, обычно уступая эту роль матери, потому что во время этого праздника женщины окружены особым уважением. Очень важны также благословения освещенного свечами человека: в первый вечер есть три благословения, еще два вечера.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относится: двигаться слева направо.

После при свечах все говорят слова Ханерота Хелелу, текст, который объясняет смысл ритуала. Эти огни зажигаются чудесами и знамениями, спасениями и сражениями, которые вы сражались за наших отцов в те дни в этот час, вашими святыми священниками. За все восемь дней Хануки эти огни священны. И мы не должны их использовать, но смотрим на них только, чтобы благодарить и хвалить ваше великое имя, за ваши чудеса, за ваше спасение и за ваши знамения.

В дополнение к религиозному ритуалу Хануки, он также включает в себя калорийные кулинарные удовольствия. Конечно, самыми популярными являются сладкие суфганиджот, пончики, фаршированные конфетти и посыпанные сахарной пудрой. Хотя мы можем быть удивлены, традиционные блюда из картофеля также являются традиционными блюдами хануки. Оба эти блюда сочетают жаркое на глубоком жире, что снова подразумевает масло, которое чудесным образом хватает на несколько дней в храмовой лампе. Традиция обслуживания жареного гуся уходит в прошлое, в то время как сырные блюда, сырные блинчики и бублики все еще подаются.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

Сыр - это ссылка на другую легенду, о храброй Джудит. Джудита дала ей сыр Олоферну, командующему ассирийской армией - сыр вызвал у него большое желание, и Джудита попыталась успокоить вино. Когда пьяный Холоферн заснул, она отрезала ему голову и предотвратила разрушение Израиля.

Поскольку Ханука обычно близится к христианскому Рождеству, есть также обычай пожертвовать небольшие подарки в то время. Иногда вы также играете с семьей в страхе, т.е. с каждой стороны на одном еврейском письме. У каждого есть определенное количество монет или сладостей в игре. Все игроки жертвуют «банку» монету или конфету. Затем он поворачивается с пончиком и берет его из банка или платит ему монету, в зависимости от того, какое письмо появляется после остановки пончика. Письменная монахиня - означает, что все добавляются к «банку», гимел - приносит козу, вращающему весь банк, эй - соответствует половине, а голф - жертвует один банк в банк.

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить...» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова Ганерот галалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Где зажигают Ханукию

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Когда зажигают Ханукальные свечи

Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, то есть когда уже можно зажигать свечи, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь. Сразу после появления звезд нужно произнести вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажечь ханукальные огни. В Иерусалиме многие придерживаются обычая Виленского гаона рабби Элиягу и зажигают светильники сразу же после захода солнца, еще до молитвы.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Кто зажигает Ханукальные свечи

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша .

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Законы Хануки

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель , а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса...» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, Т), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника...» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса...» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим...», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса...» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно...» — в честь субботы и «Да поднимется и придет...» — в честь Рош Ходеш. Это — самая длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященны жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь. Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Ханука» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Обычаи Хануки

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садить ся за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День Обновления

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его.

Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме.» (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»