Источник возникновения кризиса у подростка. Особенности проявления кризиса в подростковом возрасте

Электроизмерительные приборы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА

СТОЛЕТОВЫХ»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ:

ТЕМА : КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ 1 КУРСА ЗФК 112 ЕГОРКИН А.В.

ПРОВЕРИЛА:

АРУЧИДИ Н.А.

ВЛАДИМИР 2013г.

Кризис подросткового возраста

Введение…………………………………………………………………….………..3

1.Кризис………………………………………………………………………………4

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста…………………………4

2. 2. Варианты выхода из кризисных состояний…………………………….....7

3.1.Друзья…………………………………………………………………..…….…14

3.2.Родители………………………………………………………………………...18

Выводы…………………………………………………………………………...…21

Список литературы…………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………………………24

Введение.

Несмотря на все богатства фундаментальных исследований, сегодня нет целостного описания развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. От того, как пройдет подростковый период зависит отношение человека к самому себе и к миру в целом.

Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского .

Цель нашей курсовой работы – раскрытие сущности подросткового кризиса, специфические особенности проявления кризисных состояний.

1) Изучить литературу по данному вопросу.

2) Рассмотреть главные особенности кризисных состояний подросткового возраста.

3) Описать пути выхода из кризисных состояний.

1. Кризис.

Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром .

Кризис - он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя, или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни .

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости .

Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения .

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, – изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности .

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми .

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни .

2. 2. Пути выхода из кризисных состояний.

В связи с выше изложенным, подростку для реализации своего потенциала необходимо принадлежать к определенной группе где он будет понят и принят. Это может быть референтная группа, которая организовалась спонтанно во дворе, в спортивном клубе, музыкальной школе и т. д. Так же для самореализации и защиты от социума, подросток может примкнуть к определенному объединению людей – субкультуре. В некоторых ситуациях когда подросток не может най1ти собственную реализацию он погружается в состоянии депрессии которая может привести и к суициду. Более подробно мы рассмотрим это в этой главе.

1. Субкультура - объединений людей по мировоззрению и интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. И молодежные субкультуры - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Субкультура - это часть общественного организма. Образно говоря, она словно рука. Если ее отрезать - человек сможет жить, но будет инвалидом.

Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое еще мало изученное явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах (Приложение 1) .

Рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры:

1) Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк - року. Безудержной энергией разрушения, представленной панком, идеалы хиппи были сметены. Культура панка нашла свое отражение в танце, литературе, изобразительном искусстве и кино. Панк держит тесную взаимосвязь с некоторыми другими субкультурами, такими как готика и психобилити. Панк стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки носят рокерские куртки, узкие джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются на лысо (Приложение 2).

2) Металлисты - одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня модное, равноправное, продвинутое течение, никакой не бунт, не андеграунд, как бывало раньше. Поклонники тяжелого металлического рока, скоростного металлического рока, черного металлического рока, все они – металлисты. Современные металлисты любят жить в свое удовольствие. Считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, где могут распивать спиртные напитки, и после устраивать потасовки (Приложение 3).

3) Готы воспринимают свое движение как протест массового сознания, пестроты и безвкусицы. Готическая музыка объединяет множество разных стилей. Тенденция заключается в печальных, мистических и даже скорбных мотивах во внешнем виде и музыке.

У готов есть свой, узнаваемый стиль. Их имидж отличается траурностью, темными цветами, иногда в сочетании с эротизмом. Бывает пирсинг. Украшения из серебра, и могут иметь различные символы – анки, кресты, пентаграммы и т. д. Серебро – цвет луны. Прическа так же играет важную роль в имидже готов: просто прямые длинные волосы, собранные в большой пучок или приподнятые гелем, так же иногда встречаются ирокезы. Обычно волосы красят в черный цвет, но встречаются и красный, фиолетовый, белый цвета. Макияж один из главных признаков этой субкультуры: плотный слой белой пудры на лице, черная подводка глаз и губ.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. В отличие от панков и хиппи, готы не призывают к социальной активности, не поддерживают силы или блоки в политике, и не создают никаких политических лозунгов (Приложение 4).

4) Рэп – среди многих субкультурных форм основанных на музыкальных стилях, получил широкий размах в России. Манера исполнения - "чтение", их действия в рэпе уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Этот стиль носит подражательный характер, в последнее время больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, которое получило название - хип-хоп культура. Приоритеты, кроме рэпа: граффити как вид особого настенного рисунка, брейк-данс как форма пластики тела и танца, экстремальные виды спорта, стритбол и д.р. Эта субкультура достаточно демократична, не теряет связи с "молодежью улицы". В крупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом. Хотя фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках - недорога. Но, всё-таки, часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид: Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта - баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие. Многие рэперы не употребляют спиртных напитков, даже пива, хотя предпочитают сильные наркотики. Рэперы - это не только те, кто слушает "рэп", но и те, кто пишет рэп. В основном рэперы не агрессивны, помимо тех, кто причисляется к течению "Гангста" (Приложение 5).

5) Название эмо – произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже. Эмо – это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности. Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира (Приложение 6) .

2. Самым распространенным психическим расстройством без преувеличения можно назвать депрессии. Депрессии у подростков и молодых людей реже попадают в поле зрения психиатров в силу их атипичности, стертости клинической картины, замаскированности их проявлений поведенческими расстройствами в виде конфликтности, грубости, агрессивности, уходов из дома, воровства, употребления психоактивных веществ (ПАВ), ранней беспорядочной сексуальной жизни.

В подростковом возрасте при депрессиях часто выражены психоподобные проявления: конфликтность, грубость склонность к антисоциальному поведению, оппозиции к родным, злоупотребление алкоголем. Даже само понятие «депрессия» имеет неоднозначную трактовку. Оно понимается как характеристика настроения, название синдрома и как отдельное психическое заболевание.

Подростковый возраст характеризуется в основном психогенными депрессиями (то есть порождаемых психологическими причинами). Связь подростковой депрессивности: проблемы с успеваемостью, трудности общения со сверстниками и старшими и др.

Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истинной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личными защитными реакциями, формирующиеся в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников .

3. Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущаяся ему непреодолимой. Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на добровольный уход из жизни.

Самоубийство занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (насилие, агрессия и жестокость к детям, чувство одиночества).

Нередко подростки, прибегающие к самоубийству, имеют родственников или знакомых, покончивших с собой, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, им свойственны синдром нарушения внимания с гиперактивностью и другие поведенческие расстройства, депрессия, тревожные состояния. К предрасполагающим факторам относятся острое переживание, столкновение с законом, прогулы и конфликты в школе, наркомания, беременность или страх беременности, ипохондрия, социальная изоляция. У девушек дополнительной причиной бывают повышенные требования к себе и своей успеваемости (при средних способностях) или перемены в жизни. В момент совершения самоубийства жертва часто находится под действием алкоголя или наркотиков.

4. Учеба, спорт, творчество – именно в эти виды деятельности может уйти подросток в этот период. Как правило любые успехи должны быть замечены родителями или педагогами, мнение которых ценится больше всего на свете и чрезвычайно важно для подростка.

Прилагая достаточные усилия в спорте или учебе, подросток осваивает свою точку зрения и правильное построение самооценки. Ставит перед собой цели и идет к своей мечте, начинает верить в свои силы. Так например, физические нагрузки способны восстановить спокойствие и умиротворение подростка. Творчество обогащает внутреннею жизнь подростка, делает его всесторонне развитым, учит быть в гармонии с собой. Учеба и получение новых знаний могут приносить радость, помогают самоутвердится.

3. Помощники во время кризисных состояний.

3.1. Друзья.

В подростковом возрасте эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учебные, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями.

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и почувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье - это когда тебя понимают».

Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает .

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Дружеские отношения - это всегда взаимные отношения, в которых каждый из участников обозначен и так или иначе проявлен для другого. При этом они оба проявлены, представлены в соответствии со своими реальными свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятность настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справедливости, она не требует от человека невозможного, сверхъестественного, она обращена к его реальному «Я», которое по-настоящему может осуществить свою интегральность в полной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание. Все остальные могут не понимать, это им прощается, но если не понял друг - это уже катастрофа, это уже потеря, основанная на переживании невозможности воплощения собственной экзистенциальное, это обрыв нити жизни, обрыв собственного существования. Многим людям достаточно одного такого опыта, чтобы потом остерегаться людей всю жизнь.

Как возникает дружба - это отношение, в котором требуется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обычно описывают момент возникновения дружбы как особое явление и называют его встречей. В отечественной психологии нет практики анализа встречи как феноменологического явления, однако исследована достаточно подробно, например, потребность в общении у молодых людей и другие виды так называемых социогенных потребностей, то есть потребностей в других людях. Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных будничных событий .

У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство - в ней никогда не возникает потребности изменить другого человека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство, психологическое пространство, где выстраивается его жизнь. Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое помогает осуществить переход на другую позицию с учетом существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию, он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмотреть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе, которая для этого необходима. Друг помогает быть справедливым в отношении собственного «Я», собственной позиции. Никто другой этого сделать не может.

Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свойство настоящей дружбы, прощение до конца - это проявление безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начинается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе надломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы, направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за неумеренного использования.

Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерянное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития - задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном ("беспредметном") отношении человека к человеку. Если нравственные категории совести, ответственности, долга отражают экзистенциальность человека, то дружба как отношение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию, ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого процесса.

Дружба не может существовать без нравственного отношения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже определены заранее тем, что давно и единодушно называется в обществе человеческой добродетелью. Друг - это тот человек, который открывает для нас эти ценности и строит свое поведение в соответствии с ними.

По друзьям человека можно составить объективную картину нравственного облика человека.

Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотворительностью, или постоянной помощью, или выгодой. Об этом так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант, и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я просто отсылаю желающих к их текстам.

Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права, переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно здесь могут быть найдены психологические истоки правового сознания человека. Дружба - это процесс осуществления равенства Я, право - это процесс осуществления социального равенства .

3.2. Родители.

Семейный фактор можно по праву рассматривать как самый мощный в плане благополучного влияния на ребенка. Родители часто не принимают позицию ребенка в расчет, не уделяют ему достаточно внимания, наказывают и злятся по малейшему поводу.

Крепкая семейная дружба, теплота взаимоотношений, адекватный стиль воспитания вот что нужно подростку в этот период. Принятие (позитивный интерес) подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку. Родитель, эмоционально понимающий его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности ребенка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей .

И главными помощниками в этом должны быть родители, ведь именно родители главные люди для ребенка, они все знают, во всем помогают. Чаще всего родителям не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам. Поэтому родители должны иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности, учитывая конечно разумные грани дозволенного. Теперь время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться авторитет родителей, статус и конкретные действия. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Именно так родители смогут говорить с подростком на его языке и дадут ему возможность удивляться своей изобретательности. Но почему-то наши родители занимают несколько другую позицию, они не понимают ребенка. Для здоровых отношений между взрослыми и подростком характерно то, что влияние родителей и сверстников носит взаимодополняющий характер. И это очень просто. Главная трудность для родителей тут лишь в том, что нужно признать в своем ребенке взрослого (пусть еще и не вполне) человека, у которого есть свои взгляды и свои права.
В общении с подростком придется забыть о том, что родитель - это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон - дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением. Родители должны снова учить ребенка воспринимать мир, показывать это на примерах. В первую очередь нужно научить ребенка шутить. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо, ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло - нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию. Чувства подростка подвержены моментальному изменению, эмоции просто переполняют его, ему пока не хватает опыта справляться с ними и контролировать их. А человек, не проявляющий эмоций - не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения - взаимопонимание ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться. Поэтому важно не насильно навязывать подростку свои правила. Ведь если подросток поймет, что вы уважаете его, цените его мнение, он сможет уважать вас. Если вы будете раскрывать перед ним свой опыт в виде советов, а не навязывать насильно, он начнет его ценить. И, столкнувшись с действительно серьезной проблемой, побежит за советом и помощью не к друзьям, а к вам, как к более опытному и самому близкому человеку. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я" .

Выводы.

1) Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов человеческой жизни, интенсивный рост и изменение организма оказывает серьезное влияние на психики подростка.

2) Рассмотрев главные особенности кризисных состояний подросткового возраста мы выявили, что изменение ценностей, ориентиров подростка, стремление к взрослости и самостоятельности, эгоцентризм юношеского мышления рождает массу внутри личностных и внешних межличностных конфликтов

3) Описав пути выхода из кризисных состояний мы выяснили, что для того чтобы преодолеть диструктивные явления в психике подростка, близким взрослым необходимо создать условия для образования референтной группы (знакомиться с друзьями, приглашать к себе домой, знакомиться с родителями друзей, стимулировать к занятию спортом, музыкой, поддерживать конструктивные интересы подростка) и несмотря на сложный период остаться другом для ребенка.

Таким образом, подводя итог нашей курсовой работы мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего изучения данной проблемы, подчеркиваем важность этих знаний в реальной жизни подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.

Список литературы.

1. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Издательство Эксмо, 2000

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004

3. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

4. Большакова Е. А. Ваш ребенок неформал. Родителям о молодежных субкультурах – М.: Генезис, 2010

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» , 2002

7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога – М.: Издательство Харвест, 2007

8. Григорович Л. А. , Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003

9. Клее М. Психология подростка. Психосексуальное развитие – М.: Владос, 1991

10. Крылова А. А. Психология.Учебник – М.: ПБЮЛ, 2000

11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999

12. Махов Ф. С. Подростов и свободное время, -Л.: Ленинздрат, 1982

13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

14. Подольский А. И. , Идобаева О. А. , Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007

15. Рудик П. А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1976

16. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка, 1999

Текст статьи

Тимофеева Мария Александровна,студенткаФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск[email protected]

Особенности и проблематика подросткового кризиса

Аннотация.В данной научной статье рассмотрены проблематика и особенности подросткового кризиса. Проанализированы основные положения работ Л.С. Выготского, посвященные подростковому кризису. Обнаружено совпадение мнения Л.С. Выготского и практикующих педагогов. На основе полученных данныхбыл произведен анализ подросткового кризиса и даны некоторые рекомендации педагогам и родителям.Ключевые слова:подростковый кризис, подростки, проблематика, особенности, причины кризиса, перестройка.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее на стыке стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной психологическому облику ребенка. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в формировании личности ребенка.Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Л.С. Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, котороеразветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору». В этой статье мы хотим рассмотреть проблемы подросткового кризиса и исследовать мнение педагогов по поводу его особенностей. Цель исследования: выяснить представления педагогов об особенностях протекания подросткового кризиса у учащихся.Объект исследования: подростковый кризис.Предмет исследования: особенности и причины проявления подросткового кризиса.Тема, которую мы затрагиваем в статье, актуальна, так как в настоящий момент каждый учитель (и родитель) сталкивается с подростковым кризисом и ему приходится преодолевать этот путь взросления вместе с подростком, помогая ему во время этого подъема обрести равновесие.

Гипотеза исследования: педагоги, работающие с подростками, знакомы с трудами Л.С. Выготского, посвященными понятию «подростковый кризис», и имеют полное представление о причинах и особенностях этого кризиса.Данная тема отнюдь не нова. Л.С. Выготский поставил вопрос о важности изучения критических возрастов, обосновал необходимость выделения основного новообразования в психике, социальной ситуации развития, полагая, что перестройка системы отношений между ребенком и средой составляет главное содержание кризиса переходного возраста. Об этом он рассуждает в своей работе «Проблема возраста».По его мнению, подростковый кризис –это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (1415 лет), когда складываются ипредъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные.Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Подростковый кризис длится у каждого ребенка поразному, в зависимости от многих факторов: внимания к нему взрослых, влияние сверстников, окружающих, родителей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, кризис может затянуться на несколько лет и проходить довольно неприятно как для учителей и родителей, так и для самого подростка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях совзрослыми. Л.С. Выготский считал, что яркие проявления кризиса –это скорее проблема социального окружения, не сумевшего перестроиться, чем ребенка.

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется , что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть , на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с . Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

    Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

    Уважайте . Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

    Не обесценивайте , говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

    Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Екатерина Сафонова

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления человека. В этот период ребенок преодолевает ту неуловимую грань между детством и зрелостью, которая в корне ломает его мировоззрение. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход, зависит от особенностей подростка и позиции ближайшего окружения.

В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что суицид занимает третье место среди причин подростковой смертности, уступая место лишь ДТП и инфекционным заболеваниям.

Задача родителей - разобраться в причинах происходящих метаморфоз, деликатно объяснить их ребенку, вместе с ним преодолеть нелегкую пору возмужания с наименьшими потерями.

Подростковый возраст начинается с 12 и продолжается до 17-18 лет. Специалисты отмечают, что сложность возрастного периода заключается в комбинации множества физиологических и психологических факторов. Разобраться в их хитросплетениях подчас по силу только опытному детскому психологу. Огромное преимущество близких людей - безусловная любовь и неподдельное желание помочь своему чаду.

Физиологические основы кризиса у подростков

С 12 лет в физиологии человека происходит серьезнейшая гормональная перестройка. Организм запускает на полные обороты три эндокринные фабрики: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. Они начинают вырабатывать большое количество андрогенов и гормонов роста. Роль вилочковой железы, наоборот, постепенно снижается.

Гормональные бури, присущие подростковому кризису, сопровождаются яркими внешними проявлениями. Среди них:

1. Интенсивный рост. Стремительный рост отмечается у мальчиков в 13-15 лет, у девочек - двумя годами ранее. При этом изменение пропорций тела происходит неравномерно. Телесные диспропорции выражаются неуклюжестью, угловатостью, порождают неудовлетворенность собственной внешностью, застенчивость.

2. Половое созревание. Особенности пубертатного периода зависят от национальности, климатических условий, наследственности. У девочек пубертат начинается в 12-13 лет, у мальчиков - в 13-15, заканчивается к 18 и 20 годам соответственно.

Помимо конституционных изменений, половое созревание сопровождается проявлением интереса к противоположному полу. Тайные фантазии и инстинктивные желания, безусловно, сказываются на поведении ребенка.

3. Эмоциональная нестабильность. Полярная смена настроения имеет физиологические корни. Для подростков характерны скачки нервного и мышечного тонуса, утомления и возбуждения, периодов подавленности и эйфории. Родителям следует запастись самообладанием: незначительный повод, невзначай брошенное слово могут привести к сильному раздражению или агрессии.

Психологические мотивы кризиса подросткового возраста

Специалисты выделяют две вероятные кризисные модели:

1. «Кризис независимости».

Характерные проявления:

  • негативный настрой;
  • чрезмерное упрямство;
  • грубость;
  • непризнание авторитетов;
  • ограничение личного пространства;
  • замкнутость, скрытность.

2. «Кризис зависимости».

Отличительные особенности поведения:

  • внушаемость;
  • подчиненность окружению;
  • неумение принимать самостоятельные решения;
  • покладистость;
  • стремление слиться с толпой;
  • инфантильность.

Протекание кризиса подросткового возраста в зависимой форме представляется родителям благоприятным вариантом. Они рады, что удалось сохранить доверие, контроль над ребенком. Позитивен ли такой вариант для становления личности подростка?

Эволюционная суть взросления - обретение самостоятельности, независимой жизненной позиции. Настает болезненный, но необходимый момент: птенцы «встают на крыло» и покидают ставшее тесным гнездо. Родителям следует осознать, что ранее зависимый от них малыш уже не нуждается в постоянной опеке.

Подросток вырабатывает зрелую позицию, собственное мировоззрение. Оно не обязательно соответствует родительским представлениям об идеале. Вряд ли «вечный ребенок» станет успешным в жизни, поэтому «кризис независимости» хоть и труднее преодолевается, но гораздо продуктивнее.

Изменение жизненных ценностей

Мы подошли к главному - сути происходящего явления. Проблема заключается не в том, что ребенок переживает трудный кризис, а в том, насколько позитивен будет его итог. Сможет ли он адаптироваться к новым непростым реалиям взрослой жизни? Помимо обретения независимости, о гармоничном развитии личности свидетельствуют некоторые моменты.

Развитие внутреннего мира

До 12-13 лет интерес ребенка направлен на познание внешнего мира. Он с неподдельным интересом изучает незнакомые явления, пробует все на зуб, обжигается, учится на ошибках. В подростковом возрасте количество познаний переходит в новое качество: сформировавшаяся личность исследует свою истинную суть.

Направление поиска меняется на противоположное: от внешнего созерцания к внутреннему самопознанию. Подростки склонны к рефлексии, переживания и эмоции обретают для них самоценность.

Критическое мышление

Умом подростка завладевает жесткая логика, требующая однозначного ответа. Окружающий мир становится биполярным: в нем правит правда или ложь, дружба или ненависть, плюс или минус. Такие чеховские понятия, как «плохой хороший человек», непонятны подростку.

Юношеский максимализм вынуждает «навсегда» ссориться со сверстниками и родителями, испытывать глубокое разочарование из-за пустяковых по взрослым меркам проблем. Сложная палитра человеческих взаимоотношений настолько парадоксальна, что не укладывается в понятную дилемму добра и зла.

Необходимость близкого окружения

Друзья приобретают для подростка большую значимость, нежели семья. Их мнение возносится на недосягаемую высоту, преодолеть которую родители не в силах. Молодые люди начинают обретать опыт построения личных отношений.

Возникают первые влюбленности, которые чаще всего бывают безответными. Подросткам нравятся взрослые юноши и девушки, но они редко воспринимают такие привязанности всерьез. У впечатлительных особ личные неудачи вызывают глубокие страдания и депрессию.

Характерные проявления подросткового кризиса

Суммируем особенности подростков:

  • Критичное отношение к внешности.
  • Образование групп по интересам.
  • Обостренный интерес к сексуальным темам.
  • Нарушение «табу»: первый опыт употребления алкоголя, курения.
  • Ревностное соблюдение личной дистанции.
  • Резкость, категоричность оценок.
  • Чувствительность и ранимость, скрываемые под маской показного равнодушия.

1. Пересмотрите отношение.

Ситуация изменилась. Перед вами уже не бывший послушный ребенок, не способный принимать решения, но и не взрослый человек, готовый к самостоятельной жизни. Ваша позиция должна измениться соответственно. Постарайтесь придерживаться серединного пути между тотальным надзором и подростковой анархией.

Взрослеющему ребенку необходима свобода, но контролируемая. Как бы он ни гордился независимостью, инстинктивно он нуждается в воспитании, разумном руководстве. Будьте лояльнее, терпеливее, учтите, что у ребенка появляется

2. Проявляйте искреннюю заинтересованность.

К сожалению, занятые родители ограничивают интерес общей ежевечерней фразой: «Что в школе?» Дети отвечают на такую заботу адекватной формальностью. Резкие слова «не лезь в мою жизнь» скрывают искреннюю потребность во взаимопонимании, признании значимости своих интересов.

Почаще интересуйтесь, чем «дышит» ребенок. Если его заботы окажутся несерьезными, не называйте их ерундой. Переживания, характерные для подросткового кризиса, кажутся наивными только умудренному опытом взрослому. Обесценивая идеалы тинейджера, вы лишаете смысла все его существование. Он нуждается совершенно в другом: добром совете и надежной поддержке.

3. Найдите точки соприкосновения.

Постарайтесь увлечь ребенка полезным хобби, ходите на экскурсии, выставки, занимайтесь вместе спортом. Для девочек и мам продуктивные сферы - рукоделие, кулинария, мода. Для мальчиков и пап - автомобили, техника, рыбалка. Совместный поход в кино или театр, поездка в книжный магазин позволит многое узнать о пристрастиях, внутреннем мире тинейджера.

4. Деликатно объясните ребенку причины происходящего.

Выберите для доверительного разговора оптимальный момент. Например, спустя некоторое время после глупой ссоры, когда эмоции улеглись, но воспоминание о случившейся размолвке еще свежо. Избегайте обвинительных оценок. Постарайтесь беседовать в позитивном ключе, проявляя участие.

Расскажите о процессах, происходящих в растущем организме, как они отражаются на настроении. Подростку полезно узнать о физиологической подоплеке нервных срывов. Если преподнести эту информацию объективно, он почувствует желание помочь.

5. Контролируйте близкое окружение.

Постарайтесь собрать сведения о друзьях сына или дочки. Если вы обнаружите нежелательные связи, например, способные затянуть в дурную компанию, пристрастить к алкоголю или наркотикам попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь авторитарно запретить общаться с дурными знакомыми. Это может спровоцировать конфликт и скрытность.

6. Не навязывайтесь.

Некоторым подросткам требуется уединение, не нарушайте его против воли. Дайте ему возможность побыть одному, чтобы осмыслить новый поток ощущений и перемен. Тинейджеры трепетно относятся к личным вещам и обстановке. Не выбрасывайте и не меняйте что-либо в комнате без согласования с ее обитателем.

7. Личный пример.

Не забывайте, что ваши советы будут восприняты достойно, если вы подтвердите их личным авторитетом. Дети чувствительны к лицемерию. Ложная проповедь о моральных ценностях, основанная на книжных истинах, вряд ли возымеет у них успех.

Несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка превращается в серьезную проблему. Он становится бунтарем и бросается во все тяжкие: уходит из дома, не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики. В таких случаях правильное действие - не медлить и обратиться за профессиональной помощью психолога. Грамотный специалист поможет ребенку пережить переходное время без опасных осложнений.

Мне нравится 2

Похожие посты

4 3 349 0

Совсем недавно ребенок доверчиво смотрел в глаза, верил каждому слову, хотел понравиться, старался быть послушным, а ваша одобрительная улыбка и похвала были ему призовым бонусом. А теперь чувствуете, что или ребенка подменили, или вы перестали понимать друг друга. Между вами вырастает стена.

Когда чадо вступает в пору подросткового переходного возраста, он еще не взрослый, но уже и не ребенок: маленький взрослый или взрослый ребенок?

Восприятие себя и своих возможностей сильно отличается от реального уровня психоэмоциональной, физической зрелости и от того, на что ребенок способен фактически. Это и есть переломный переходный период.

Чтобы не случилось перелома в ваших отношениях, надо к нему подготовиться: вооружиться знанием, пониманием и готовностью принять все грядущие изменения, трудности и возможные последствия.

Возрастные рамки переходного периода:

  • девочки – с 11 до 16 лет;
  • мальчики – с 12 до 18.

Надо обязательно учитывать фактор индивидуальности физиологического развития и, соответственно, начала и завершения подросткового периода их жизни.

Важно понимать, что подростку в этот период труднее всего. Ему надо помочь.

Начальные признаки подросткового возраста

Количественное увеличение выработки адреналина () влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:

Внутренний физиологический

Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Внутренний психологический

Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.

Внешний психологический

Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.

Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

  • нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, );
  • демонстрационному игнорированию;
  • оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.

Причины кризиса

Основная причина – физиологическая сущность переходного подросткового возраста. Гормональная возрастная перестройка организма.

Начиная с 8 лет, у ребенка повышается секреция веществ, которые отвечают за выработку основных гормонов, включая половые: тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек. Это приводит и к изменениям внешности, сигнализирующим о половом созревании.

Также увеличивается выработка адреналина – гормона стресса. В результате чего, помимо увеличения физической силы, частоты дыхания и сердечных сокращений, увеличивается и эмоциональная нагрузка, проявляющаяся протестным поведением, вспыльчивостью, агрессивной или гиперчувствительной реакцией.

Поведение во время кризиса

Основная психологическая установка подростка – осознание себя и заявление о себе как об полноценной автономной личности.

Проявляется выраженным желанием свободы и самостоятельности, причем ее настойчивым требованием, порой отвоевыванием. Но без учета того, что свобода и самостоятельность подразумевает другой уровень ответственности, а за приростом прав следует и прирост обязанностей.

Взрослеющему ребенку необходимо получить, а вам – постепенно и корректно ему передать свод прав вместе с обязанностями и ответственностью за его самостоятельную дальнейшую жизнь. Это обязательная задача природного этапа взросления.

Процесс этот последовательный, и от того, как он пройдет, будет зависеть многое и в его дальнейшей жизни, и в ваших с ним взаимоотношениях.

Если с вашей стороны процесс затянется и будет проходить без понимания и одобрения, то вы вызовите ответное сопротивление подростка. Оно может быть выражено или активным противостоянием, или, наоборот, пассивной замкнутостью и инфантильностью.

Насколько вы примите этот возрастной процесс, как обязательную программу, заложенную природой, и не будете его подавлять, настолько и поведение чада будет адекватным.

Если нет, тогда будете иметь дело не просто с подростковым возрастом, а с выраженным подростковым кризисом, при котором поведение будет проблемным или .

Чем ниже самооценка подростка, хуже его отношение к себе, и, как следствие, к другим, тем более проблемным будет его поведение.

Фазы

    Предкритическая

    Осторожный пробный отказ подростка от некоторых привычек и шаблонов во внутрисемейных отношениях, относящихся к маленькому ребенку.

    Кульминационная

    Посткритическая

    Выстраивание новой системы жизненных ценностей, прав и обязанностей в отношениях с близкими людьми и в социуме.

Чем грозит в будущем

Подростковый возраст надо прожить со своим ребенком так, чтобы:

  • не потерять с ним контакт и не разрушить доверительные отношения тотальным контролем и излишним давлением;
  • не подтолкнуть его на путь духовной деградации или ранней карикатурной взрослости полным отсутствием контроля, вседозволенностью и безнаказанностью за совершение серьезных ошибок.

Соблюдение баланса между разумным доверием и необходимым оправданным контролем, родительской требовательностью и снисходительностью – залог сохранения взаимного уважения и правильного постепенного взросления подростка.

  1. Если баланс нарушен в сторону давления и ограничения его личностного развития, ребенок может превратиться в безвольного, инфантильного, не повзрослевшего человека с набором подростковых комплексов, возможно даже с проблемами невротического характера.
  2. Если баланс нарушен в сторону бесконтрольности и ранней вседозволенности, то ребенок может получить урок безнаказанности, что не позволит взрастить тот уровень ответственности, который соответствует требованиям и условиям жизни самостоятельного взрослого человека.

Как помочь пережить тяжелый период

Вам поможет доброжелательная и снисходительная внутренняя установка:

«Это все тот же мой любимый ребенок. Это временные изменения. Мы вместе переживем эти трудности, и через несколько лет он снова будет таким же понятным и близким, только уже взрослым».

Для принятия и ориентирования на эту позитивную установку предлагаем следующие советы, которые рекомендуем записать и читать примерно раз в месяц и в период обострения отношений:

  • Обсуждайте с подростком любые интересные ему вопросы, уважительно выслушивая его мнение, даже если оно вам не импонирует.
  • Советуйтесь с ним при принятии различных семейных решений.
  • Культивируйте в нем сильные черты и особенности его характера, достоинства, способности, расставляя акценты на его успехах, победах, даже незначительных, на том, что у него хорошо получается.

Не уставайте напоминать, что любите его, что он нужен вам, что он играет важную роль в семье.

  • Вводите во всем, особенно в спорных вопросах, гибкую систему договоренностей, и сами строго придерживайтесь ее.
  • Идите на компромиссы, уступайте в малом, вместо категоричного отказа предлагайте возможность выбора.
  • Не ждите от него большего уровня ответственности, чем тот, на который он способен на данный момент.

Придерживайтесь уважительной формы общения даже тогда, когда поведение ребенка выходит за рамки допустимого.

  • Разговаривайте с подростком ежедневно «по душам», выделяя на это не менее 10 минут.
  • Общайтесь с ним, как с равным себе – взрослым, но повторяйте важные моменты, как в общении с ребенком.
  • Будьте тверды в важных вопросах глобальных семейных ценностей, его личной безопасности, его физического и психологического здоровья.
  • Не нарушайте границы его личного пространства, не входите в его комнату и не берите вещи без его разрешения.
  • Учите личным примером:
    – отношению к делам: , доводить начатое до конца;
    – отношению к людям: мягкости, сдержанности, ;
    – отношению к себе: , независимости от чужого поведения.
  • Подростки склонны к негативному восприятию себя. Не пропускайте моменты, когда есть за что его похвалить. Поддерживайте в непростых для него ситуациях. Развивайте в нем веру в себя.
  • Делайте вашу с ним жизнь занимательной: наполняйте ее мероприятиями и событиями, которые входят в круг его интересов.
  • Обязательно сами соответствуйте тем требованиям, которые выдвигаете ему.
  • Дарите родительское тепло, внимание и заботу. В них нуждаются не только маленькие, но и подросшие дети.

Что родителям нельзя делать

Если вы хотите преодолеть подростковый кризис без непримиримого противостояния, непродуктивных конфликтов, непреодолимых обид и взаимных претензий, внимательно ознакомьтесь с рядом правил, ключевой установкой которых является понятие «НЕЛЬЗЯ» :

  • Критиковать :
    – его друзей;
    – его взгляды и мнение, какими бы они неверными вам не казались;
    – его внешность.

Юношеский негативизм по отношению к себе более всего распространяется на внешность, причем как у девушек, так и у парней. Любой подросток испытывает «комплекс сцены», при котором характерно ощущение, что все взгляды обращены исключительно на тебя.

  • Сравнивать его с другими, если это сравнение не в его пользу.
  • Категорично отторгать его интересы.
  • Проявлять агрессивное неприятие и непонимание.
  • Наоборот, погружаться в стрессовые переживания, проявлять сверхчувствительность, демонстрируя слезы, сердечные приступы. Это может только углубить проблемы.

Неправильная реакция на проблемное поведение подростка может стать провокацией для дальнейшего углубления как самой проблемы, так и кризиса.

В этот период очень важно с сыном или дочерью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Но делать это нужно правильно.

Заключение

Заключение

«Подростковый кризис» – это не диагноз.

Наберитесь терпения, чтобы показать своему взрослеющему ребенку пример выдержки, терпеливого отношения к трудностям, умения прощать и любить, несмотря ни на какие эмоциональные преграды.
Вам легче, чем ему, потому что вы точно знаете, что с подростковым кризисом можно справиться. Ведь в вашей жизни уже был личный подростковый кризис, который смогли преодолеть.
Поэтому спокойно перешагните через свои сомнения и страхи, и скажите себе с улыбкой:

0