Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамазан, называется закят-уль-фитр.
В чем мудрость закят-уль-фитр?
По завершении месяца рамазан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить ».
Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим ».
Решения по закят-уль-фитр
Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).
Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.
Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.
Сроки выплаты закят-уль-фитр
Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха).
Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.
Количество закят-уль-фитр
С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.
Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.
Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.
Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр.
информацией с друзьями!
Зайнула Гамзатов
В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).
Слово «фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца Рамадана называется Ид аль-фитр (Праздник разговения), так как в этот день завершается пост. В этот праздник в качестве благодарности Всевышнему необходимо раздать определенное количество милостыни, которая называется называемой фитр-садака. Подобно закяту, садака фитр является видом поклонения, которое требует материальных затрат.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)
Фитр садака очищает пост, а также помогает бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться счастливому дню Ид аль-фитра вместе со своими братьями.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на праздничную молитву. (Имам аль- Бухари).
Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:
Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздника разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.
Правила раздачи фитр-садака.
Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.
Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.
Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.
Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать милостыню сама.
Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.
Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.
Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.
Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.
Кому можно дать милостыню фитр:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».
Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.
Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.
Фитр - садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам. Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб. - для малоимущих; 300 руб. - людей среднего достатка; от 500 руб. и выше - для состоятельных.
11 236
Фетвы шейхов Ибн База, Альбани и Усаймина (да помилует их Аллах) относительно закята фитр.
Имам Ибн Баз : “Закят фитр является обязательной Сунной, и его следует давать до праздника”.
“Фатава нур аля дарб”
Имам Усаймин : “Закят фитр — это обязательное пожертвование. Доводом на это является хадис Ибн Умара: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выплату закята фитр за каждого мужчину и женщину, свободного и раба, взрослого и ребёнка из числа мусульман в размере одного са [мера сыпучих тел, которая равняется примерно 2,5 кг] фиников или пшеницы» (Бухари)”.
“Шарх мумти”, 6/150
Имам Усаймин : “Достоверным мнением является то, что каждый должен давать закят фитр сам за себя, если у него есть на то материальная возможность: жена, отец, дочь и т.д. — все дают сами за себя. За маленьких детей, не обладающих имуществом, закят фитр должны давать их родители. Именно так поступали сахабы (да будет доволен ими Аллах)”.
“Шарх мумти”, 6/150
Имам Ибн Баз : “Мужчина даёт закят фитр за себя и свою семью: жену и маленьких детей, которые на его попечении. Если у женщины нет мужа, то она выплачивает закят фитр сама за себя”.
“Шарх булуг аль-марам”
Имам Усаймин : “Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил постящимся в обязанность закят фитр как очищение за пустословие и сквернословие [которые могли иметь место у постящегося во время его поста — шарх шейха Усаймина] , а также чтобы накормить бедняков [дабы они радовались на праздник так же, как это делают обеспеченные люди — шарх шейха Усаймина]» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим)”.
“Фатава харам маккий”, 1407 г.х.
Имам Альбани : “Слова Пророка (мир ему и благословение), переданные Ибн Аббасом: «чтобы накормить бедняков» указывают на то, что его дозволено давать лишь бедным. Таково мнение шейхуль-ислама Ибн Таймии. Поэтому Ибн Кайим сказал в своей книге “аз-Зад”: «В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), это пожертвование дозволено раздавать исключительно беднякам» .
“Тамам аль-минна”
Имам Ибн Баз : “Нельзя давать закят фитр дочери. Если ее муж является бедным, то можно отдать ему, но только если он бедный. Что же касается дочери, или дочери дочери, дочери сына [т.е. внучек], бабушки, отца и других прямых родственников [т.е. те, которые происходят от него или от которых произошёл он], то им закят фитр не полагается. Можно также отдать своей сестре, тете, или дяде, если они бедные. То есть тем, кто не живет с ним в одном доме”.
“Фатава нур аля дарб”
Имам Ибн Баз : “В соответствии с Сунной его следует раздать незадолго до праздничного намаза, если есть на то возможность. Можно также отдать за день или два до праздника, как это делали некоторые сподвижники. Нафи передал, что Ибн Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение) приказал нам раздать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничную молитву» . Далее Нафи сказал: «Сам же Ибн Умар раздавал его за день или за два [до праздника] « (Абу Давуд)”.
“Фатава нур аля дарб”
При этом, не дозволено давать закят фитр после праздничного намаза. В таком случае эта милостыня не будет принята как закят фитр. Доводом на это является хадис, переданный от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Закят фитр того, кто отдаст его до праздничного намаза, будет принят. Для того же, кто даст его после намаза, это будет считаться обычным пожертвованием из числа добровольных пожертвований (садака)» (Абу Давуд. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
“Фатава харам маккий”, 1413 г.х.
Имам Ибн Баз : “Закят фитр следует давать в размере одного са Пророка (мир ему и благословение), что равно четырём полным пригоршням обеих рук нормального взрослого человека. Таково определение са в словаре”.
“Маджму фатава”, 14 том
Имам Ибн Баз
: “Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Мы давали закят фитр во время Пророка (мир ему и благословение) в размере одного са еды, или са фиников, или пшеницы, или же изюма»
. В другой версии хадиса:
«или са творога»
(Бухари, Муслим).
Обязательным является выплата закята размером в са любого вида продукта. Са - это четыре полные пригоршни обеих ладоней, что равняется в весовой мере примерно трем килограммам. Если мусульманин даст са риса или любого другого продукта питания, распространенного в его стране, то этого будет достаточно”.
“Маджаля аль-бухус аль-исламия”, 17/79-80
Имам Ибн Баз : “Давать закят фитр в денежной валюте неправильно, и сделавший это не получит награды, в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение): «Деяние [поклонение] того, кто сделает его без нашего на то указания, будет отклонено» , т.е. не будет принято от него. В “Сахихе” Бухари и других достоверных источниках передается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) вменил в обязанность выдачу закята фитр в размере одного са фиников или пшеницы» . «Вменил в обязанность» , — т.е. сделал абсолютно обязательным. Именно этого мнения придерживался имам Малик”.
“Фатава нур аля дарб”
Имам Усаймин : “Мнение имама Малика о том, что закят фитр раздается в виде продуктов, а не выплачивается деньгами, является верным. Такого же мнения придерживались имамы Ахмад и Шафии. Данное мнение является верным, потому что Сунна указывает на это”.
“Маджму фатава ва расаиль”
Подготовил: Рамин Муталлим
Закят в Исламе
Закят является одним из главных столпов Ислама. Всевышний Аллах говорит:
Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для них. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий (Священный Коран, сура 9, аят 103)
Из этого аята становится ясен духовный смысл закята: пожертвование смывает грехи, очищает имущество и приносит баракят в то, чем человек владеет.
Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (Священный Коран, сура 34, аят 39)
Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает (Священный Коран, сура 2, аят 261).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении молитвы, выплате закята , совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамадан» (Аль-Бухари, Муслим и другие).
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
Условия для имущества или денег, с которых выплачивается закят:
Всевышний Аллах в суре «Тауба» (9-ая сура, аят 60) перечисляет категории людей, среди которых распределяется закят:
Милостыня предназначена лишь для бедных и для нуждающихся, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят привлечь к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах - знающий, мудрый
О выплате закята родственникам:
Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.
В Коране сказано:
Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!” (Священный Коран, сура 9, аяты 34 – 35).
От Ибн Аббаса передаётся, что под накоплением, о котором идёт речь в этих аятах, имеется в виду имущество, с которого не выплачивается закят. Если же закят выплачивается, то такое имущество не подпадает под смысл приведённых аятов.
Аллах также сказал:
Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете (Священный Коран, сура 3, аят 180).
Выделять закят в Рамадане повелось ещё со времён самых ранних мусульман – сподвижников. Халиф Усман сказал: «Наступил Рамадан – месяц вашего закята». В месяц Рамадан добрые дела вознаграждаются многократно.
Закят очень большая тема для обсуждения, много различных тонкостей. Здесь привёл только основные моменты. Также рекомендую почитать Сахих аль-Бухари. 24. Книга Закята
Аудио версия настоящей статьи:
Закятуль-фитр и садакатуль-фитр - это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.
Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) , а точнее - до праздничной молитвы . Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.
Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями .] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» .
«Са‘ », упоминаемый в хадисе, - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых . Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс .
Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней» .
По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения.
Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.
Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят . Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры .
«Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]:
Бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
Нищим [неимущим и обездоленным];
Тем, кто занимается сбором и распространением закята;
Тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
Для выкупа и освобождения рабов;
На уплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
На пути Господа (фи сабилиль-лях) ;
Путникам [оказавшимся в затруднительном положении].
Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр» ().
Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов.
Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).
Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.
Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно .
В 2019 году размер фитр-садака:
150 руб. - для малоимущих;
350 руб. - для семей со средним достатком;
500 руб. - для семей с большим достатком.Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.
(1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. - Ш. А. ], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д.
(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.
Как раз через меру сыпучих тел - са‘ - (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.
Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.
Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» .
Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.
«Налог разговения является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман». Я живу в маленьком провинциальном российском городке, где мусульман не так много. Будет ли правильным, если я помогу бедным людям иной религии? Нармин.
Намереваясь выплатить эту обязательную милостыню, найдите малоимущих, неимущих именно среди мусульман. Так как они есть и их немало, такая реализация данной милостыни остается первоочередной.
См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2035–2050 и др.
См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 233.
Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закятуль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно. Что касается остальных родственников, то здесь все определяется по обстановке и договоренности. Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 123; аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 302.
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430, хадис № 1503, а также смотрите хадисы № 1508, 1510.
См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 1. С. 336, 337. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2044, 2045.