Возможно ли взаимопонимание между людьми разных поколений. Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе

Часто перегорают лампочки
  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”. Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин “Станционный смотритель”. Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский “Гроза”. В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

А. Алексин “Раздел имущества”. Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует

Себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

(4 оценок, среднее: 4.50 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема “отцов и детей”, в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение » многозначно. Оно обозначает:

  1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
  2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
  3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
  4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей :

  • подкрепление : поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
  • идентификация : ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
  • понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений поколений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы на одном полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость » для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу московских десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 московских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны . Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85% невест и 80% женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями соответственно - 35% и 63%). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма . Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке - источник постоянных конфликтов. И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений не случайно формулировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь), а с другой - психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).

Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место - отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми - совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное - благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

На сегодняшний день проблема непонимания поколений остро стоит в современном обществе. Это неудивительно, ведь всё в жизни меняется, но не все хотят меняться в соответствии с тенденциями разного рода изменений. Каждому поколению кажется, что его мировоззрение самое актуальное и истинное. Но с этим редко соглашаются люди, вершащие историю в последующие годы. В истории было несколько эпох, мировоззрений, которые сменялись одно другим. Некоторые противоречили предыдущим, другие продолжались с некоторыми изменениями, третьи адаптировались согласно тенденциям своего времени.

На смену эпохи модерна пришла новая - эпоха постмодерна; и отличия их весомы. Приход постмодерна показал современным христианам большую проблему - слияние старшего поколения христиан с эпохой модерна. Это ярко выражается в мировоззрении и ценностях этих людей. То, что сегодня предлагает взять с собой в «дальнейший путь развития» модернисты, не составляет ценности для постмодернистов. Мы живём в период этого непонимания и противостояния. Кто же победит? И можно ли будет это назвать победой? Что теряем мы в этом сражении и что обретаем? Есть ли выход из этой ситуации?

Проблема непонимания поколений тесно связана с евангелизмом. У христиан советской эпохи (их мы относим к эпохе модерна) и постсоветской (их мы относим к постмодернистам), разное видение на процесс евангельской деятельности. Каждый идёт на поводу у своих ценностей, мироощущений, традиций, переживаний, чувств, трактовке Священного Писания. Вот тут опять возникает конфликт, разрешить который нелегко.

Эта часть работы посвящена тому, чтобы рассмотреть и сравнить те исторические отрезки времени, которые оставили свои плоды сегодня. Ведь ничто не проходит бесследно. Всё имеет свои причину, развитие и конец. Это касается и определённых периодов, событий, мировоззрений, идеологий, взглядов.

Для того чтобы глубже раскрыть данную тему, мы предлагаем рассмотреть два временных отрезка, а именно - советское и постсоветское время. Это поможет понять, почему же сегодня существует конфликт между старшим поколением и младшим. Что лежит в основе разногласия? Почему то, что для старшего поколение является «святым», приемлемым во все века, для младшего кажется непонятным и неактуальным? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в этой главе, рассмотрев те особенности, которые присущи советской и постсоветской эпохам.

Советское время, которое длилось 70 лет, оставило неизгладимый след в умах людей. Оно породило привычку иметь одного лидера, за которым следует народ; иметь чёткие рамки, согласно которым можно определить верность или ложность тех или иных действий, взглядов.

К числу названных можно отнести привычку «ходить строем» и не выделяться из общей массы. Этот принцип проявлялся в разных сферах человеческой жизни. «Массовое производство охватило все сферы жизни, можно говорить даже о массовом производстве человека однотипного, сделанного на конвейере. Индивидуальные особенности сводятся к минимуму, да и откуда им взяться, если большинство смотрит одни и те же телепрограммы, читает те же газеты, носит одну и ту же одежду, потребляет те же продукты питания» . Понятие «человек» как личность не существует, существует - «общество».

Эсхатология того периода заключалась в том, что всё движется к светлому будущему, и социализм - первая ступень к этому будущему. Армагеддон - великая революция, которая должна стереть капитализм и империализм.

В советское время господствовало модернистское мировоззрение. Оно зародилось в эпоху Возрождения, и было сформулировано в эпоху Просвещения. Главное его утверждение - «человек есть мера всех вещей, он может полностью постичь свой мир, в том числе и духовный, при помощи науки и разума». Но, как ни странно, оставались те вопросы, на которые это мировоззрение не находило ответы, и на смену ему начало развиваться другое - постмодернистское. Оно, как и предыдущее, не отвечало на все вопросы, но, в отличие от модернистского взгляда, объясняло причину не способности найти ответы на все вопросы. Одним из его тезисов является следующее утверждение: «Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум». Истина, согласно постмодернистскому мировоззрению, не может быть выражена человеческим языком по причине своей сложности. . Это, по мнению исследователей Роуда Р., Черенкова М., Макдауэлла Д. порождает поиск «частных истин», которые бы работали здесь и сейчас, и не обязательно имели общий характер (работали одинаково для всех людей), а отвечали на вопросы конкретной личности. Истина для постмодерниста - это то, что он сам для себя решил.

Назовём ряд особенностей, которые присущи постмодерну:

· Нивелирование идей об общих ценностях, стандартах и нормах.

· На первом план выступает личность. Эта особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, способность отмежевания от общности, и субъективизм; с другой - свободное выражение себя и понимание личной ответственности.

· Идея власти-подчинения переносится внутрь человека, собственное Я становится метанарративом, то есть диктатором в жизни человека .

· «Постмодерн разоблачает идею общих норм и ценностей как структуру господства - подчинения» .

· Провозглашение «терпимости». Эта особенность выражается в возможности каждого на собственное мнение, образ жизни и уважение ко всему «другому». Таким образом, постмодернист принимает любую инаковость (в чём бы она ни выражалась: в делах, словах, внешнем виде, убеждениях) даже в том случае, если он её не понимает .

· «Духовность - главный лозунг постмодернизма». На эту особенность указывает Алексей Ефетов, в своей статье «Дыхание нового времени» и называет её «серьёзной угрозой». По его словам это «ложная духовность», потому как каждый под этим словосочетанием понимает что - то своё, субъективное, чаще невыразимое и не всегда понятное для остальных.

· Прагматизм. Главное в жизни - выбрать такую интерпретацию и установку жизни, которая могла бы дать самый максимальный результат жизни .

· Постсоветское время - современная эпоха, именуемая как постмодернизм, пришла на смену другой эпохи - эпохи модерна. В литературе можно встретить массу определений постмодерна. Одни определяют его, как эпоху, другие - как «культурное движение». Третьи - как «ситуацию или состояние, в котором оказался проект Модерна . Четвёртые - как мировоззрение . «Лучший способ понять постмодернизм - это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом - попыткой своим умом постичь Божий мир, обычно называемый модернистским мировоззрением» . В данной работе, постмодерн будет рассматриваться в рамках определений «эпоха» и «мировоззрение», которое выражается определённой культурой.

Современная молодёжь пропагандирует терпимость к другим мнениям, верованиям, действиям. У каждого своя истина, своя дорога, направление, путь. Советская же эпоха склонна к планированию одного, широкого пути для всего народа, где нет места индивидам, есть одна чёткая направленность. На сегодняшний день - это конфликт, который вызван непониманием, и не желанием понять друг друга, найти выход из этого положения. Какую роль это противостояние играет сегодня? Какое влияние оно оказывает на церковь?

«По мере того, как христианство входит в новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми, появляются определённые барьеры. Наиболее ярко они выражаются во взаимоотношениях разных мировоззренческих эпох - советской и постсоветской.

Существует несколько «камней преткновения» между старшим и младшим поколениями. В связи с ограниченностью этой работы, мы предлагаем на рассмотрение лишь некоторые из них, те, которое, на наш взгляд, возникают чаще всего:

1. Христианские песни

2. Образование

1) Христианские песни

Песни о Христе - это неотделимая часть христианской жизни, внутреннее побуждение выразить свои чувства и отношение к Богу. Песни советского периода (периода гонений) и младшего поколения очень отличаются. С одной стороны, это хорошо. Есть разнообразие и каждый может выбрать то, что ему по душе. Но, проблема начинается тогда, когда старшее поколение говорит, что песни, которые поёт современная молодёжь - «не духовные», «попсовые», это «мирская музыка», (то есть мелодия взята из современных песен, только подставлены христианские слова). Тексты современных песен тоже поддаются критике. Указывая на тавтологию, примитивность рифмы (а иногда и на отсутствие таковой), чрезмерную эмоциональность текста, (которая чаще всего выражается в отношении к Триединому Богу и воспевании Его качеств), старшее поколение выражает своё непонимание и негодование к подобному виду творчества.

Отдельный вопрос - музыкальные инструменты, которые сопровождают песни современной молодёжи. Зачастую это гитары, ударники, фоно или синтезатор, (иногда флейта, бонги, шекер, бубен). Для многих христиан советской эпохи использование этих инструментов вызывает недовольство. В этом они усматривают «копирование мира» и называют эти инструменты «мирскими инструментами».

В адрес песен, которые любит исполнять старшее поколение христиан, можно услышать, что они «нудные» (или ряд других эпитетов, смысл которых выражает что- то несовременное, неактуальное). Современная христианская молодёжь находит большинство этих песен непривлекательными, устарелыми, и не получает удовлетворения от их исполнения. Чаще в этих песнях преобладают мотивы человеческих страданий, надежды на помощь Христа, повествование о житейских трудностях, сражении с грехом. Нередко можно услышать призыв к стойкости в испытаниях, гонениях, призыв к принятию «враждебных криков», как награды. То есть в песнях воспеваются те события, которые современная молодёжь не пережила, потому и понять не может. Они не могут петь о том, как переносить те страдания, которые сами не пережили.

Итак, рассмотрев особенности песен обоих сторон можно сделать следующие выводы:

1. Песни христиан советской и постсоветской эпохи отличаются. В связи с разными историческими событиями, воспитанием, мировоззрением, развитием культуры и тенденциями, переменами в современном мире старшему поколению тяжело понять младшее. В свою очередь, младшее поколение не стремится понять старшее, не интересуется тем историческим наследием.

2. Младшему поколению не стоит забывать свою историю, в которую христианское поколение советской эпохи вложило свою лепту. Надо с уважением относиться к нему.

3. Не стоит забывать о том, что все мы разные. У каждого своё прошлое, но настоящее - одно. И желание Господне, чтобы мы, члены тела Христова, составляли одно целое (Рим.12:5), чтобы были едины (Иоан.17:21), чтоб с любовью служили друг другу (1Кор.16:14, Гал.5:13, Еф.4:2, 1Фесс.3:12).

«Молодёжь, новое поколение верующих не приемлет «железный занавес» в церкви и консервативный откат к традициям советских времён, не разделяют ностальгию старших по евангельской «простоте», неучёности, подпольной жизни».

Да, век рационализма дал о себе знать. Сегодня ты редко встретишь человека без образования. Как минимум среднее образование есть практически у всех молодых людей. Большое стремление к получению высшего образования наблюдается среди граждан постсоветского пространства. Сегодня это не составляет большой проблемы. Для это есть возможности, свобода выбора места, условий, сроков обучения.

К сожалению, посредством репрессий советской эпохи, у христиан того периода не было возможности получать образование. Даже при огромном желании христианин не мог получить тех знаний, которые с лёгкостью можно получить сегодня. О христианском образовании и речи не могло быть. Такая обстановка породила в умах людей мнение о том, что христианское образование и вовсе не нужно.

На сегодняшний день всё изменилось. Сложно, не имея обширных знаний в области как светских, так и христианских предметов быть интересным миру. В век высоких технологий и широких возможностей христиане не должны оставаться в стороне. Преломляя все новшества через христианское мировоззрение, мы можем сделать гораздо больше, работать гораздо продуктивнее в деле Христа.

Христианское образование подразумевает под собой как теоретическую, так и практическую часть. Анализируя наработки прошлого, успехи и поражения истории христианства, оно позволяет вырабатывать новые стратегии, формы общения, способы евангелизма.

На сегодняшний день образованная молодёжь, придя в церковь, задаёт серьёзные вопросы, на которые желает получить чёткий библейский ответ. Ответ: «На небе у Христа спросишь» её не устраивает. «Сегодня, как никогда раньше, чувствуется огромная нужда в посвященных служителях, которые бы ясно и убедительно понесли бы евангельское слово современному поколению» . Нам стоит согласиться с тем, что из-за гонений в Советское время христиане не имели возможности получать ни христианское, ни светское образование, поэтому сегодня - большая часть - необразованные люди. С интеллектуальными слоями населения на сегодняшний день работать сложно. Именно поэтому стоит повышать интеллектуальный уровень молодёжи и церквей в целом .

Да, сегодня нет марксиско-ленинской идеологии, но сегодня есть ряд других философских, религиозных, сатанинских течений со своими мировоззренческими принципами; есть и те, в основе которых - якобы Слово Божье. С каждым днём их становится всё больше и больше. По этой причине современные христиане должны глубоко знать Писание, уметь объяснить то, во что они верят (1Пет.3:15), и дать отпор любому еретическому учению. Один из возможных, доступных и удобных способов обретения знаний - обучение в христианском учебном заведении.

Хорошая мысль по поводу «обмирвщления молодёжи» была высказана Александром Павловичем Нагирняком. Она заключалась в том, что для взращивания хорошего, активного, духовного молодого поколения требуются такие же духовные отцы.

На наш взгляд, проблема столь остро стоит на повестке дня потому, что то поколение, которое находится между старшим и младшим, должно было осуществлять наставничество среди современной церковной молодёжи, отсутствует.

Многие говорят о наступлении так званой «постхристианской эпохи», но что это означает сегодня для христиан? Что не стоит и пытаться что-то делать, чтобы «пробить лёд неверия»? «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр.13:18). Э тот стих - хороший стимул для желающих свидетельствовать людям о Боге. Ведь, не смотря на изменчивость времени, эпох, мировоззрений, Бог и Его желание ответить на нужды людей, стать их Отцом, явить чудо в их жизни, является тем же.

Благовестие - неизменная Воля Бога. Каждый христианин понимает важность благовестия в современном мире, но не каждый знает, каким образом можно достичь хороших результатов в этом деле. Хотелось бы, чтоб миссия среди современной молодёжи начиналась с благовестия. Но, реально ли это сегодня? Молодёжь 21 века требует особый, новый подход. Практика показывает, что массовые евангелизации на стадионах, уже не действуют. Люди не стремятся взять очередную листовку или брошюру на улице, какая бы красочная она не была. Это уже не действует. "На протяжении нескольких десятилетий мы были сосредоточены на подходе "придите и посмотрите, теперь же нам пришлось столкнуться с реальностью того, что крайне редко люди, не посещающие церковь, готовы прийти в Христианское Собрание. Это побуждает нас принять подход «идите и расскажите»" .

Актуальным на сегодня является личный подход. Если люди слышат информацию от человека, которого знают, то динамика взаимоотношений развивается в другом направлении. Но, всё не так просто. Для того чтобы люди захотели с нами хотя бы познакомится, мы должны их заинтересовать, но чем? Этот вопрос обсуждался на популярном христианском форуме invictory, посетители которого, чаще всего - молодые люди. Мнения в этом вопросе не однозначны. Одни указывают на важность внутренних качеств, таких как верность, отзывчивость, открытость, любовь. Другие видят в этом мнении несостоятельность. Третьи идут дальше, конкретней отвечая на вопрос. Они предлагают показать свою особенность, используя хобби, увлечение, для того, чтобы завязать отношение с неверующей молодёжью. По их словам нужно что- то, что привлекало бы внимание, создавало желание брать пример и идти за Христом .

Всё меняется. Меняется время, меняются люди, но важность евангелизма не утрачивает своей актуальности. Те методы, которые использовали наши отцы, деды и прадеды не могут сегодня сполна выполнять поставленную задачу. Что же делать?

Одной из отличительных черт христианства всегда было умение адаптироваться к разным культурам, мировоззрениям . Влияя и изменяя понятие о других верованиях, христианство всегда оставалось прежним. Оно меняло форму, но не суть.

Как когда-то Павел в ареопаге, мы должны искать точки соприкосновения между постмодернистским и христианским мировоззрениями. Дело евангелизма, не смотря на изменчивость времени, никто не отменял. Так же, как и сотни лет назад, мы призваны возвещать о жертве Христа, о Спасении. Да, в мире поменялись формы - мировоззрение, культура…но суть осталась той же - греховная природа людей. Как и прежде надо проповедовать о смерти, погребении и Воскресении Иисуса, потому что на этих событиях основано Евангелие. Именно поэтому, формы христианства подвергаются и должны подвергаться изменениям, но суть обязана оставаться той же. «Современное общество становится всё больше «языческим» и всё меньше «иудейским», всё больше похожим на Афины, и всё меньше - на Иерусалим. Церковь не должна об этом забывать» .

В обществе по-прежнему есть интерес к духовным вопросам. Люди осознают, религиозная обрядность не приводит к желаемому результату. Рационализм тоже остался позади. «Постмодернисты любят свидетельства, символы, парадоксы, притчи и истории. В этом они сильно отличаются от « просвещённого» модерниста, который хочет только ясного изложения фактов» . Большую роль играют чувственные переживание, стремление к мистицизму. Зная это, христиане могут показать, как удовлетворяются эти стремления в общении с Богом, который знает наши чувства, переживания, боль души. Тот Бог, который даёт радость, мир, покой.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что библейская истина о личном раскаянии и предстоянии перед Богом, хорошо соотносится со взглядом наших современников на особенности личности, индивидуальность, способность к самостоятельному мышлению, выбору и ответственности. То есть в разговоре с постмодернистом стоит делать акцент на том, что вера во Христа- это его личный выбор, за который он в Вечности понесёт ответственность.

Стоит брать в пример апостола Павла, который проповедуя Христа, менял методы евангелизма, искал подходы, с помощью которых можно донести благую весть для всех народов. При этом, чтобы влиться в круг погибающих людей, он не приспосабливался к греховным наклонностям культуры, не лицемерил, но искал то общее, что может стать «первой ступенькой» к восприятию Благой Вести. Очень хорошо эту мысль Павла перефразировал Юджин Петерсон в пересказе Нового Завета: «Для меня не важно, чего от меня ожидают другие, и соответствую ли я их ожиданиям. Однако, я добровольно сделался слугой всем и каждому, чтобы о Благой Вести услышало как можно больше людей - религиозных и далёких от религии, щепетильных моралистов и тех, кто развращён, разочарован и пал духом. Я не стал жить как они. Но, следуя за Христом, я вошёл в их мир и постарался взглянуть на жизнь их глазами. Где только мог, я был слугой, чтобы те, кого я встречал, приобрели спасение и жизнь с Богом. Всё это я делал ради Евангелия. Я не довольствуюсь разговорами о нём; я хочу быть частью его» .

Но дело миссии на этом не заканчивается, так как Христос сказал «Идите и научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Этот, так званый процесс научения проходит уже в стенах церкви. Вот на этом уровне начинается новый блок проблем. Не каждая церковь готова к принятию человека, которому не привычны те устои и традиции, которые существуют в церкви. Те барьеры, о которых говорилось во второй части этой работы, становятся непреодолимым препятствием на пути к воцерковлению. Как уже говорилось в 1 части - мировоззрение людей поменялось, для постмодерниста на первом месте стоит важность встречи с Богом, а не систематическое богословие, к которому с интересом обращались новообращенные в эпоху рационализма. Несоответствуя запросам молодёжи сегодня, мы одержим поражение, будем её терять.

Молодёжь стремится к творчеству, реализации своих талантов, даров и вопреки старым формам, хочет делать это по-современному. Мудрые слова по этому поводу высказал православный священник Шрамко Александр: «Стареющее общество рождает стареющую молодёжь» . Стареющей она становится именно в рамках этой «церковной локализации», потому, к сожалению, часто, реализует свои способности вне церкви.

Церкви должны идти в ногу со временем, иначе мы будем одним из тех людей, о которых говорится во французской поговорке: «Не меняются только глупцы и мертвецы» .

Сегодня церкви закрываются сами в себе, желая сохранить «святость» и неосквернённость от мира. Они становятся субкультурой, не понятной и неинтересной обществу, которое тонет в грехе. Церковь боится вступать в диалог с миром, стать активным помощником в их нуждах и переживаниях, чтобы не «нарушить личное освящение». Наблюдается тенденция движения к законничеству - установлению конкретных рамок, соответствуя которым ты будешь святой и угодный Богу. Тысячелетия назад с этим боролся Христос, сегодня борьба возобновляется. Обидно то, что пока поколения будут воевать, неверующие молодые не будут приходить в церкви.

Значительный рост церквей наблюдается там, где люди открыты к построению внецерковных, домашних, дружеских отношений, там, где люди проявляют гибкость и отзывчивость, стараются идти в ногу со временем, меняя формы, но оставляя суть - Слово Божье.

Старшее и младшее поколение - люди продукт разных эпох. Советская эпоха оставила неизгладимый след в мировоззрении людей. Многое изменилось. Поменялась эсхатология. В советский период она выражалась в идее движения к светлому будущему, сегодня - её просто не стало. Она исчезла. Сегодня нет тех авторитетов, за которыми готовы были идти раньше. В недалёком прошлом, в умах людей были границы, понимание того, что есть белое, а что чёрное - сегодня всё изменилось. Люди не готовы воспринимать одни стандарты, рамки которых, хоть в какой- то мере могут ограничивать их свободу, тем более религиозные.

Период гонений на Церковь обусловил единство, сплоченность, замкнутость, отделённость от светской жизни. Государственная система не давала возможности к активной евангелизационной деятельности. Но, значит ли это, что мы по-прежнему должны оставаться в тени и существовать как субкультура? «Такая охранительная позиция и субкультурная неполноценность провоцирует в церквях конфликт поколений» . В режиме советской власти не было таких возможностей к творчеству, какие есть у нас сегодня. Времена изменились. Сегодня есть возможности, ресурсы, средства, чтобы открыто исповедовать Христа, не бояться тех репрессий, которым поддавались христиане раньше. Но, что останавливает нас?

Мир стремительно меняется, он подвластен уже другому мировоззрению. В сознании людей произошли изменения, которые в корне меняют отношение к религии и в частности и к христианству. От церкви требуется мобильность, гибкость, стремление достигать неверующих сердец, меняя методы евангелизации, методы общения, формы церковных собраний, но при этом оставлять неизменной Весть о распятом и воскресшем Христе.

Желание Христа, как и сотни лет назад, делать так, чтобы люди узнавали христиан по тем отношениям, которые царят в их среде. По какому же принципу будут узнавать нас? По длинным юбкам? Косынкам? Мелодиям 60-х годов? «Необразованной простоте? Или всё же по любви? Хочется, чтобы по любви.

В ХХI веке евангелизм должен строиться на построении личных взаимоотношений посредством благотворительной деятельности, социального служения, творчества. Всё это служит тому, чтобы люди открывали свои сердца для сеяния Слова Божьего.

Задача христиан сегодня, в противостоянии между модернистским и постмодернистским мировоззрениями, не критиковать всё то вокруг, что не вписывается в их рамки «святой жизни», а показать преимущества жизни с Богом. Видя в нас Христа, любовь к Богу и ближнему каждый неверующий человек задаст себе вопрос «а почему я не такой?». Верующие должны сделать всё, чтобы христианская истина стала не просто истиной христиан, а истиной для всех людей. Она должна быть «светом в конце тоннеля» греха, по которому движутся неверующие люди. Она должна стать актуальной и многомерной, находится в центре общественной жизни, и отвечать на вопросы современников. С практической стороны, на наш взгляд, это возможно только посредством любви к людям, участия в их нуждах и переживаниях.

7. Минз Д.«Современная проповедь». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета. №4, 2001:17.

8. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открыть молодёжи красоту и истину. Дорога вместе №4, 2001:2-5.

9. Никольская Т. Русский протестантизм как субкультура. Христианство и мировая культура. Материалы конференции. СПБ.: 2004:79-82.

11. Рыжов Ю. «Христианство и вызовы современности». Духовность в христианской традиции. Материалы первой международной научно-богословской конференции. Вып. 1. Нижний Новгород, 2006:82-85.

12. Роуд Росс П. Христианство и постмодернизм, или какой будет Церковь III тысячелетия. Христианство, №6, 2002:14-24

13.Скотт Дж. Великий спорщик: Пер. С англ. - СПб.: Мирт, 2000.

15. Шрамко А. « Где ты, молодость…». Дорога вместе №4, 2001:7-8.

16. Черенков М. «Ситуация постмодерна: испытание свободой». Диалог №1(5), Вестник Донецкого христианского университета,2003:10-12.

17. Черенков М. «Вера в сообществе постатеизма». Мирт. №2(57). СПб.: ХЦ Мирт, 2007:8-9.


На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В.П. Крапивина.

Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.

Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.

Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок. Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.

Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Николай Андреевич признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие. Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.

Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.

Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.