Русский язык пунктуационный разбор предложения примеры. Пунктуационный разбор предложения

Провод ВВГнг

Порядок пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец пунктуационного разбора

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там . (А. Пушкин)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

Письменный разбор

230 . Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

  1. Ветер осенний в леса подымается,
    Шумно по чащам идёт,
    Мёртвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несёт.
  2. Зимние вьюги - предтечи* весенние.

231 . Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны

Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.

Порядок пунктуационного разбора
Основными знаками препинания, изучаемыми в школе и употребляющимися для пунктуационного разбора, являются: точка (именно от её латинского названия «punctum» и произошло слово «пунктуация»), запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, скобки, кавычки и многоточие.

Пунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.

Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.

Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.

  1. Однородные члены предложения изображаются на схеме в виде кругов, внутри которых помещается графическое обозначение члена предложения. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие (одна прямая линия), сказуемые (две прямых линии), дополнения (одна пунктирная линия), определения (одна волнистая линия) и обстоятельства (пунктирная линия с точкой между чёрточками). Вместе с ними на схеме указываются относящиеся к ним знаки препинания и союзы (соединительные, противительные, сопоставительные).
    Однородные члены могут употребляться в предложении вместе с обобщающим словом. На схеме оно обозначается кружком с жирной точкой внутри.
  2. Вводные слова и словосочетания изображаются в виде пяти небольших крестиков, поверх которых ставится надпись «вв.сл.», где «сл.» обозначает как «слово», так и «словосочетание». Над вводными предложениями пишется «вв.пр.».
  3. Обращения на схеме воспроизводятся в виде волнистой линии с надписью «о.».
  4. Междометия прописываются в схеме словами («увы», «ах», «Ура!» и т.п.).
  5. Для объяснения постановки тире между подлежащим и сказуемым над графическим изображением грамматической основы указывается часть речи и её грамматическая форма: «сущ., И.п.», «сущ. + сущ.», «неопр.ф.гл.», «числ.», «сущ. + числ.» и т.д. Указательные слова «это», «вот», «значит» прописываются на схеме полностью.
    Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым также должно быть объяснено при пунктуационном разборе предложения. В этом случае достаточно выделить грамматическую основу и те правила, на основе которых тире опускается: наличие между подлежащим и сказуемым отрицательной частицы «не» или сравнительных союзов «как», «словно», «будто».
  6. Обособленные члены предложения выделяются на письме знаками препинания и делятся на пять категорий:
    • Обособленные определения изображаются на схеме в виде одной волнистой линии, стоящей внутри двух косых черточек «/ ~~~/».
      Если обособленное определение относится к личному местоимению, то последнее указывается на схеме знаком «x», над которым пишется «л.м.». Все остальные части речи указываются на схеме простым «x».
      Над определениями, выраженными причастным оборотом, ставится надпись «п.о.».
      Два или несколько обособленных определений выделяются на схеме как однородные (волнистая линия в кружке). От определяемого слова к ним рисуется стрелка.
      Над обособленными определениями с уступительным и причинным значением указывается «уст.зн.» и «прич.зн» соответственно. На схеме такие определения изображаются двумя линиями: нижняя – обстоятельства, верхняя – определения.
      Согласованные и несогласованные определения на схеме отделяются друг от друга и подписываются как «согл.», «несогл.».
    • Обособленные приложения изображаются на схеме также, как и обособленные определения. Они могут относится к личному местоимению («л.м.»), нарицательному существительному («нариц.») или имени собственному («собств.»). Обособленные приложения с союзом «как» выделяются на схеме нижней линией обстоятельства и верхней – определения, над которыми пишется «прич.зн.» или «зн.кач.».
    • Обособленные дополнения указываются на схеме в виде обычных дополнений с относящимися к ним словами «кроме», «вместо», «включая», «помимо» и др.
    • Обособленные обстоятельства изображаются на схеме в виде одной пунктирной линии с точками, заключённой в косые черточки. Над ними указывается, чем они выражены: деепричастием («д.») или деепричастным оборотом («д.о.»). К обособленным обстоятельствам проводится стрелка от определяемого слова.
      Обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом подписываются как «фразеол.». Знаками препинания на письме они не выделяются.
      Над обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, прописываются предлоги и предложные сочетания («несмотря на», «при условии» и т.п.).
    • Уточняющие члены предложения обозначаются на схеме в виде тех или иных членов предложения – определений, обстоятельств, дополнений и т.д. Над каждым из них ставится вопрос, на который они отвечают: «когда?», «что?», «какой?» и т.п. Кроме того в схеме указываются относящиеся к ним союзы, поясняющие слова и словосочетания.
  7. Сравнительные обороты выделяются на схеме так же, как и обособленные обстоятельства. Над ними ставится надпись «сравн.об.».
Как выполнить пунктуационный разбор сложного предложения?
Сложное предложение на схеме обозначается в виде простых предложений, изображаемых с помощью квадратных и круглых скобок.
  1. В сложносочинённых предложениях за пределами квадратных скобок, обозначающих равноправные по отношению друг к другу простые предложения, вместе со знаками препинания указываются соединительные и разделительные союзы. Общий второстепенный член или вводное слово также выносится за скобки и подчёркивается либо как обстоятельство с надписью «общ.», либо как вводное слово.
    Постановка тире между простыми предложениями объясняется надписями «результат», «рез.см.д.» (резкая смена действия) и т.п.
  2. В сложноподчинённых предложениях главное простое предложение обозначается квадратными скобками, зависимое (придаточное) – круглыми. При пунктуационном разборе на схеме прописываются и указываются союзы («союз»), союзные («союзн.сл.») и указательные слова («указ.сл»). Союзные слова в придаточном и указательные – в главном подчёркиваются как те или иные члены предложения.
    При наличии нескольких придаточных предложений к каждому из них ставится указательная стрелка от того предложения, которому они подчинены.
  3. В бессоюзных предложениях над знаками препинания, связывающими между собой простые предложения, в круглых скобках ставятся подходящие ситуацию союзы.
Как оформляется прямая речь при пунктуационном разборе?
На схеме прямая речь изображается буквами «П» (прямая речь, стоящая в начале предложения или являющаяся самостоятельными предложением) и «п» (прямая речь, стоящая в конце предложения). Слова автора обозначаются буквами «А» и «а».
На письме и при пунктуационном разборе, соответственно, возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
  1. Прямая речь стоит перед словами автора:
  2. Прямая речь стоит после слов автора:
  3. Прямая речь прерывается словами автора:

    «П, – а, – п».

    «П, – а. – П».

    «П? – а. – П».

    «П! – а. – П».


В данной статье были рассмотрены основы пунктуационного разбора предложений. Рекомендуем дополнить свои знания по данной теме с помощью помощью книги О. Ушаковой с одноименным названием «Пунктуационный разбор предложения». В этом небольшом сборнике, написанном в понятной, доступной форме, приведено большое количество примеров пунктуационного разбора предложений разного уровня сложности.

Как делать пунктуационный разбор предложения, чтобы раз и навсегда застраховать себя от нелепых ошибок во время письма? Если вы раз и навсегда запомните простые правила русского языка, можете не волноваться за свою репутацию грамотного переписчика. Как делать пунктуационный разбор, дети учат в пятом-шестом классе, но со временем уроки забываются и приходится восстанавливать знания.

Что такое пунктуационный разбор предложения?

На самом деле, ответ на данный вопрос кроется в самом названии термина. Это разделение предложения на определенные сегменты, которые отделены друг от друга знаками препинания, а также выяснение, какие именно знаки препинания подходят в том или ином случае. Это подробный анализ всех знаков расставленных знаков препинания в отдельном предложении.

Правильно выполнить пунктуационный разбор предложения значит не только грамотно расставить знаки препинания, но также объяснить, почему этот знак стоит именно здесь. Чтобы не запутаться и сделать все по порядку, необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Схема действий

Пунктуационный разбор предложения делается по следующей схеме:


Как сделать пунктуационный разбор предложения знает каждый школьник, но по мере взросления поступающая информация порой вытесняет такие элементарные знания, и мы забываем о самых простых вещах. Чтобы восстановить былой опыт, попробуйте сделать пунктуационный разбор на различных примерах текста. Таким образом вы сможете всегда быть уверенным в своей безупречной грамотности.

Схема пунктуационного разбора предложения:

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 (которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Нельзя недооценивать роль пунктуации в нашей письменной речи. Благодаря ей в предложениях структурируются и отделяются друг от друга мысли, передается интонация и эмоции автора, текст становится ясным и понятным любому читателю. В устной речи все это помогают нам осуществлять интонации, паузы, мимика, а вот на помощь письменной приходят знаки пунктуации.

Особенности пунктуационного разбора предложения

Знаки препинания в предложениях выполняют самые разнообразные функции: разделительную, смысловую, выделительную. Очень важное значение мы определяем знакам в конце предложения, ведь они помогают нам закончить мысль, показать интонацию (вопросительные, восклицательные знаки), а без них все повествование было бы одним сплошным предложением.

Каким образом происходит пунктуационный разбор предложения:

  • сначала определяем и объясняем знак в конце предложения, который поможет нам определить общую интонацию (многоточие, точка, восклицательный или вопросительный знаки, целое сочетание знаков);
  • далее обращаемся к знакам на уровне сложного предложения (знаки между простыми предложениями - запятая, тире, двоеточие);
  • в последнюю очередь объясняем знаки в простых предложениях.

Для удобства пунктуационного разбора рекомендуется пронумеровать знаки препинания для дальнейшего объяснения их расстановки. Если научиться правильно расставлять знаки препинания с помощью пунктуационного разбора предложения, в дальнейшем беспрепятственно и интуитивно мы сможем всегда верно их использовать. Это поможет в будущем стать нам грамотными людьми, хорошо знающими правила нашего могучего и многообразного русского языка.

Пример разбора предложения

Когда я встретила на улице бездомного кота,(2) мое сердце,(3) не знавшее до этого момента печали,(4) наполнилось жалостью к нему.(1)

1) В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное и содержит законченную мысль.

2) Запятая между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, отделяющая придаточную часть ("когда я встретила на улице бездомного кота") от главное ("мое сердце наполнилось жалостью к нему");

3) Две запятые (3,4), выделяющие обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ("не знавшее до этого момента печали").