Анализ стихотворения Маяковского «Хорошо! Маяковский в. в

Электроизмерительные приборы

6 591 0

Владимир Маяковский по праву считается одним из самых патриотичных русских поэтов первой половины 20 века. Несмотря на то, что в своих произведениях он нередко подвергал критике различные общественные явления, в его творчестве очень отчетливо прослеживается гордость за то, что ему довелось родиться и жить в России, став свидетелем революционных перемен, которые автор считал прогрессивными. В 1927 году, накануне 10-летия Великой Октябрьской революции, поэт написал поэму , которая впоследствии стала символом эпохи. По сути, это произведение является поэтическим экскурсом в историю, недавние события которой представил в характерной для него беспристрастной и несколько грубоватой манере. Тем не менее, поэма «Хорошо!» стала ключевым произведением в творчестве поэта и, вероятнее всего, уберегла несдержанного и резкого в своих суждениях автора от репрессий, которым подверглись многие его собраться по перу.

Поэма включает в себя 19 частей, каждая из которых посвящена определенным революционным событиям. Шаг за шагом Маяковский воссоздает картину прошлого, словно бы желая оставить потомкам объективные заметки о том периоде истории, который впоследствии будет неоднократно переписываться и искажаться. Трудно судить о том, предвидел ли сам поэт подобное развитие событий. Но факт остается фактом – в поэме «Хорошо!», не лишенной, впрочем, бравды и восхвалений советской власти, Маяковский в хронологическом порядки изложил, как именно свершилась революция, и даже подвел первые итоги тем изменениям, которые за 10 лет произошли в строящемся социалистическом обществе.

Начинается поэма с главы, которая посвящена Первой мировой войне. Россия разорена и обескровлена, поэтому из окопов несутся возгласы солдат: «Кончай войну! Довольно! Будет!». И на их фоне звучат первые призывы к свержению царя, который, по мнению рабочих и крестьян, повинен в этой никому не нужной бойне. Однако передача власти в руки временного правительства лишь усугубляет проблему. С присущей откровенностью и резкостью Маяковский отмечет: «Мать их за ноги! Власть к богатым рыло воротит – чего ж подчиняться ей?!». Войне поэт противопоставляет безмятежность и сытость Петербурга, который в эти непростые дни живет своей привычной жизнью. Ходят трамваи, на улицах нередко можно встретить дорогие автомобили министров и миллионеров, а в кулуарах ведутся бесконечные споры о будущем России. И в это светское великолепие вторгается «Ленин, который смуту сеет». Его появление воспринимается как эпидемия, от которой срочно нужно лечить «матушку-Рассею» при помощи касторки. Однако рабочие и крестьяне уже готовы изменить историю, они «дошли, штыком домерцав, как будто руки сошлись на горле, холеном горле дворца».

Последующие события развивались стремительно, и Маяковскому удалось своим характерным рубленым слогом вместить в несколько емких фраз побег Керенского, залп «Авроры», штурм Зимнего дворца и провозглашение новой власти сперва в Петербурге, а после и по всей стране.

О том, какими были первые годы советской власти, поэт вспоминает со сдержанной иронией, отмечая «холод сильный», «свободный труд свободно собравшихся людей» и удивительную веру в то, что в эти непростые дни строится по настоящему счастливое, новое общество. Впоследствии поэт будет неоднократно подшучивать над советским строем, указывая на его многочисленные недостатки. Однако глубоко в душе Маяковский убежден, что в России действительно создан «большевистский рай», и «страна-подросток» является эталоном для подражания, а жизнь в ней – «прекрасна и удивительна».

Поэма «Хорошо!»

Это было с бойцами, или страной,

или в сердце было в моем.

В.Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский в автобиографии писал: “Хорошо!” считаю программной вещью, вроде “Облако в штанах” для того времени”. К этому произведению о революции, Родине, о людях и их будущем поэт шел целое десятилетие. Маяковский оттачивает свое мастерство на первом этапе замысла, создавая пьесу “ Мистерия-Буфф ” и поэму “150.000.000”, но тема революции и народа в этих произведениях раскрывалась обобщенно, схематично.

Следующим решающим этапом была поэма “Владимир Ильич Ленин” - произведение, свидетельствующее о том, что поэт нашел свой путь в новом искусстве. Только после этого Маяковский приступил к созданию поэмы “Хорошо!”. Она состоит из девятнадцати небольших глав, каждая из которых - эпизод многообразной жизни народа России накануне революции, в революции, после нее. Автор не стремился в точном порядке воспроизвести отдельные факты, для него важнее показать, в какой мере эти факты выявляют особенности народной жизни, отношение людей к партии, Родине. Первая глава - вступление. Последующие восемь глав - практическая реализация замысла о раскрытии сути Октября, о важности его в жизни народа.

“Кончайте войну!

Довольно!

голодном году -

невмоготу.

“народа -

Восьмая глава завершается картиной субботника, она показывает новое отношение людей к труду, складывающееся после революции:

Социализм:

свободный

свободно

собравшихся

С самого начала отношение нового человека к Родине противопоставлено взглядам “Национального трутня”, поэт показывает, в каких условиях рождались и крепли новые качества души освобожденного революцией народа. И рефреном звучат слова:

завоевал

и полуживую

вынянчил,

где с пулей встань,

с винтовкой ложись,

где каплей

льешься с массами, -

на жизнь,

на праздник

и на смерть!

В семнадцатой-девятнадцатой главах дается лирическое заключение, выражающее твердую уверенность автора в светлом будущем Родины, в том, что счастье человеку труда может дать только социалистическая страна. Поэма завершается гимном этой стране, “земле молодости”.

весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

мое отечество,

республику мою!

В центре поэмы - защитники революции, каждый из образов поэмы предельно индивидуализирован: в одних случаях удачно найденной деталью - “А в Смольном, в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки”, в других - особенностью речи - “Я, товарищи,- из военной бюры. Кончили заседание - тока-тока”. Отстояв завоевания Октября, страна приступила к залечиванию ран:

Вспомнили -

непахано,

недожато у кого,

доменные

топки да зори.

Поэт говорит о своей кровной связи с Советской Родиной. Сейчас эта поэма может восприниматься как утопия, интересная с исторической стороны.

Поэма «Октябрь». Произведение о Милюкове и Кусковой. «25 октября 1917 года». Названия данному проекту предлагались разные, но смысл все равно один — поэма “Хорошо!” – это творение, пропитанное духом революции, ее болью и радостью обновления. С самых первых строчек мы видим, насколько резким стихом написано произведение, можем отметить его лозунговость. «Телеграммой лети, строфа!», — восклицает поэт. В каждой строчке-лесенке заключена своя идея. Попробуем разобраться, что к чему, в данном произведении В.В. Маяковского, одного из самых неоднозначных поэтов 20-го века.

Поэма “Хорошо!” была написана в 1927 году, фактически по свежим следам революции. Являясь программным произведением Владимира Маяковского, поэма наиболее ярко отразила в себе события революционного времени.

Поэт приветствует революцию и те перемены, которые она приносит с собой. Тем не менее, на всем протяжении текста явно заметен сатирический подтекст произведения. Например, в строчках «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время» явно имеется в виду Временное правительство, и отношение поэта к нему нелицеприятное.

Жанр, размер, направление

Жанр данного произведения можно определить, как поэтическая хроника. Иначе говоря, изображение реальных событий в хронологическом порядке.

Стихотворный размер поэмы определить достаточно трудно, поскольку многие фразы представляют собой звуки, междометия, обрывочные реплики, лозунги, рубленные фразы («Трах! тах!»; «у-у-у! Сила!»; «Ах!»; «готовы умереть мы за Эс Эс Эс Эр!»; «Пишут..из деревни…сожгли…у меня…библиотеку в усадьбе»; «Вверх-флаг!/Рвань-встань!/Враг-ляг!/День-дрянь» и др.). У Маяковского в целом преобладает акцентный стих.

Композиция

Произведение разделено на 19 глав, где события идут друг за другом, последовательно, заключая в себе лозунги поэта, его переживания, а также диалоги, восклицания, риторические вопросы.

Исторические личности в поэме выходят на первый план, голос автора становится менее важен.

Мы видим положительное отношение поэта к переменам, происходящим в стране, его радость и даже гордость за Россию («Землю, где воздух, как сладкий морс,/ бросишь и мчишь, колеся,- /но землю с которой вместе мерз,/ вовек разлюбить нельзя»).

Основные образы и их характеристики

Перед нами предстают реальные исторические лица, современники поэта, в том числе и собрат Маяковского по перу –А.А. Блок.

Ленин, Каменский, Каледин, Подвойский, Дзержинский, Красин, Войков и некоторые другие — вот реальные исторические лица, появляющиеся на страницах поэмы. Так или иначе, но некоторые из них изображаются несколько иронично – например, Милюков и Керенский.

Образ Александра Блока вводится в поэму преднамеренно. Прежде всего, потому, что данный поэт является автором поэмы «Двенадцать», также посвященной революционным событиям 1917-го года. Мы видим, как у Маяковского в поэме тонет «Россия Блока», с ее таинственностью, незнакомками, дымками севера. Это время перемен, время, когда некогда ждать чуда — нужно действовать самим и поднимать страну с колен. А это возможно сделать только сообща, сплотившись и объединив усилия народа.

Темы и проблемы

Исследователь А. Лежнев считает, что единственным настоящим фактом в поэме является взятие Зимнего дворца, а все остальное – это «разговоры «по поводу», остроты, лозунги». В то же самое время в статье В.А. Катаняна утверждается, что строфа, посвященная взятию Зимнего, накладывается на мотив песни о Степане Разине:

В данной поэме остро встает вопрос о буржуях и рабочем классе, о большевиках и Временном правительстве, о переходе к новому социалистическому строю. Голод солдат («за хлебными карточками стоят лесорубы») перемежается с раздольем богачей. Революция была призвана положить этому конец, вернуть народу то, что принадлежит ему по праву — его землю, а также объединить усилия, чтобы заключить перемирие со странами, с которыми шла война. Сделать всё возможное для того, чтобы Россия вновь стала процветающим и сильным государством. Темы, поднимаемые в данном произведении – это тема вооруженного восстания, тема распределения ресурсов, тема перехода к социалистическому строю государства, тема мира и свободы («За хлебом! За миром! За волей!»), тема культурного просвещения («Нет, я не за монархию с коронами, с орлами, НО для социализма нужен базис. Сначала демократия, потом парламент. Культура нужна. А мы-Азия-с!»). Автор говорит нам о том, что в ближайшем будущем Россию ждут великие перемены. Ей предстоит кардинальным образом перестроиться, стать сильным и независимым государством преодолеть проблемы, связанные с голодом, разрухой и истощением после Первой мировой войны. Каждый гражданин в отдельности, все люди вместе взятые должны отстаивать честь родной страны, вместе способствовать росту и становлению процветающего государства.

Идея

Главная идея поэмы — это то, что только пройдя через испытание, такие, как голод, военные потрясения, готовность погибнуть за идею государственности, способны дать мощный толчок к развитию страны и способствовать позитивным переменам.

Главное — это думать о народе, о чем нам и говорит В. Маяковский в поэме «Хорошо!». И именно поэтому большевики, придя к власти, приняли декрет «О мире», «Об армейских революционных комитетах» и «О земле». Только коллективное решение задач в интересах народа может способствовать улучшению ситуации в стране в целом, привести к ее процветанию.

Конечно, можно много говорить о том, что данную поэму заказали автору большевики. Но факт остается фактом — данное произведение представляет собой оду революции и показывает настоящих героев большевизма, ставших во главе становящегося социалистического государства.

Средства художественной выразительности

В поэме очень много окказионализмов. Так, например, фразы «штыки ощетинивши», «шаги саженьи», «город, в плакаты кадрованный», «по анфиладе, приветствиями оранной». Керенки перекликается с фамилией Керенский, а также сам Александр Федорович Керенский (министр-председатель Временного правительства) ассоциируется у Маяковского с царицей Александрой Федоровной («Быть Керенскому биту и ободрану!/Уж мы подымем с царёвой кровати/ эту самую Александру Федоровну»).

Встречаются неожиданные сравнения: «слухи-свиньи», «тучи-корабли».

Часто можно встретить имитацию разговорной речи, разговорных фраз («Мне скушно…», «три тыщи дней»), очень подробно передаются аббревиатуры («Эс Эс Эс Эр», «Веэсэнха»).

Для Маяковского Россия- «страна-подросток», а значит, ее ожидает пора взросления и долгих лет жизни («Лет до ста расти нам без старости»). Молодая республика только начинает строиться и дыбиться, расти и развиваться, засеиваться и улучшаться, а значит, всё действительно будет хорошо.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литература двадцатых годов богата и разнообразна, и нам повезло получить такое большое наследие. Однако самым неоднозначным самородком в короне русской литературы является Владимир Маяковский. Его произведения будоражат, и по сей день читатели находят между строк все новые и новые послания. Произведение Маяковского «Про это» анализу подвергалось неоднократно и считается самым главным и переломным в его творчестве. Давайте рассмотрим его подробнее.

Маяковский…

Этот человек прожил всего 36 лет и, казалось, что мог бы дожить до глубокой старости и дарить миру новые свои неординарные творения. Но не судьба. Вся суть его произведений находилась в отражении мыслей и чувств поэта, а их было у него в изобилии. Назвать нрав Маяковского пылким и ранимым будет, мягко говоря, скромным решением. Буйство эмоций металось внутри него и выливалось на все вокруг, что бы ни попадалось на пути. Как позже опишут современники, у Владимира Владимировича рождались не столь грандиозные творения, когда в его мироощущении наступал штиль. К слову, такие моменты случались весьма редко.

Эмоции были движущей силой и музой поэта, которую он искал ежедневно. Так было создано лучшее произведение Маяковского "Про это". Автор выглядел старше своих лет из-за строгих черт лица и серьезного его выражения. Фигура Маяковского была статной, хорошо сложенной, и ростом он был около 189 сантиметров. Голос необычайно раскатистый, глубокий, под стать его натуре и внешности. На фоне всего этого рождаются стихи-отражения, эмоциональные, по-мужски массивные и громогласные. Многие стихотворения были позже подвергнуты анализу, но "Про это" Владимира Маяковского больше всего привлекает внимание историков.

Конечно, учитывая все это, сложно представить какие-то романтические и мягкие черты в поэте. Однако самое сильное и прекрасное чувство в поэме «Про это» Маяковский выразил впервые так емко и открыто. Мир увидел стихи не в виде привычных четверостиший, а в необычной форме «лесенки». Они походили на лозунг и в каждом слове призывали читателя. Владимиру Владимировичу понравился этот вариант и последующие свои произведения он творил в уникальной манере. А писал он свою поэму, воспевая единственную на всю жизнь любовь и музу.

… и Лилия Брик

Это женщина, о которой все говорили разное, но говорили всегда. Она не могла не оставить впечатления, многие мужчины теряли голову после знакомства с ней. Однако самой главной ее любовью, как призналась Лилия Юрьевна, был не Маяковский, а первый муж

Они познакомились еще в юности, и на протяжении семи лет он мягко и по-дружески завоевывал ее расположение. В 1912 году состоялась их свадьба, Лиле тогда был 21 год. Уже в 1915-м судьба впервые свела ее с Владимиром Маяковским, и до самой его смерти она присутствовала в его жизни и была единственной главной любовью, которая вдохновляла поэта. Он посвятил ей практически все свои произведения, где главным является у Маяковского «Про это», краткий анализ которого будет изложен далее.

Обо всем, но про нее

Поэма «Про это» была написана за два месяца, с 28 декабря 1922 года по 28 февраля 1923-го. Связано это с просьбой Лилии Брик поставить паузу в отношениях и жить в разных местах пару месяцев. Для Маяковского это были тяжелые два месяца, в течение которых он и решил записать свои чувства в поэме. Действительно, за этот период он ни разу не позвонил своей возлюбленной, хотя и передавал ей цветы, птиц и прочие знаки внимания.

Анализ «Про это» Маяковского хочется начать с общей картины. Читателя ждет путешествие по судьбе автора, где он встречает родных, любимую, общество и самого себя рядом с милой сердцу рекой Невой. Он мчит по Москве, он ищет истину. Здесь есть прошлое, будущее, настоящее, кажется, что Маяковский составил тезисное описание того, что он чувствует, что его волнует. Однако причиной таких волнений является Лиля.

Чувства переполняют каждое слово, и, подводя итог, читатель увидит, как тесно Владимиру Маяковскому в этой поэме, как мало места и как много непонимания. У произведений есть начало, конец, границы листа и точки, но для самого автора это условности, за которые он призывает выйти. Так он призывает и свою любовь.

Часть 1. Терзание

Маяковский рисует в воображении читателя некую тему, загадочную и всем известную. Великую и обезоруживающую. Она терзает и все равно манит. Имя темы раскрывается в последней строчке лишь в качестве рифмы. Читатель сам догадывается, что главным словом выступает любовь. Здесь очевидна свойственная поэту эмоциональная выдержка каждой строчки. Он сам в напряжении от своих чувств и заставляет других испытывать напряжение во время чтения. Сложноподъемные речевые обороты и сравнения подчеркивают важность, сложность чувств. Любовь действительно не простая штука, а в разлуке с Лилией Маяковский ощутил это в полной мере.

Часть 2. Признание

Согласно ранним анализам стихотворения «Про это» Маяковского, здесь было не просто описание действительности и лиц, а гротескное представление публике своей души. А в ней жило многое.

Признание в любви своей Лиле было подробно раскрыто через сцену в квартире - тюрьме, где поэт заперся от внешнего мира. Ему трудно давалась разлука, и в мечтах он, конечно, надеялся хотя бы на телефонный звонок. Маяковский превознес его неоправданно высоко. Разговор с Лилей был бы для него спасением, утолением этой душевной жажды. Поэт сравнивает свои переживания с землетрясением, которое замечают даже на улице, а сам он, словно медведь, уплывающий на льдине, одинокий и беспомощный.

Так Владимир Владимирович признается в своей слабости перед любовью, в своей невольности и страхе быть не услышанным. Сравнение с медведем современники называют аналогией с Трикстером - полубожеством и получеловеком с двойственной противоречивой натурой.

Часть 3. На расстоянии телефона

В действительности за время написания поэмы Маяковский не общался с Лилией ни лично, ни по телефону. Расстояние между парой было вполне досягаемым, а со звонком сократилось бы в тысячи раз. Однако общение не состоялось, и поэт стал ощущать пропасть размером с целую вселенную. В некоторых строчках стиха «Про это» Маяковский обозрит некую сцену с товарищами. Привычная для того времени ситуация, когда молодые люди собрались вместе отдохнуть, потанцевать и весело провести время. Поэт конкретизирует свое отрешение. Описывает, что боится встретить «ее». Но и «она» же может спасти автора от гибели. Владимир Владимирович резко берет себя в руки уже через несколько строк. Он размышляет о своей доле и сам себе говорит, что раз выстоял 7 лет, то и еще 200 может, не ожидая спасения.

Продолжим анализ. "Про это" Маяковского в начальной части объясняет, что речь идет о периоде с момента знакомства с Лилией Брик. Это были мучительные для мужчины годы, но для поэта время было богато вдохновляющими порывами. Поэтому, понимая свою зависимость, он готов стоять и 200 лет, ожидая свою любимую.

Часть 4. Бег

Противоречивый герой поэмы начинает бежать. Он видит человека на мосту, которому угрожает опасность. И без анализа очевидно, что это сам Маяковский, только несколькими годами ранее. Отсылка к прошлому, которое, видимо, было желание изменить. Далее на пути встречаются родные, которые также не слышат мольбы о спасении «двойника на мосту». Владимир Маяковский убеждается в примитивной любви своих близких и оставляет их. Поэма "Про это" Маяковского, анализ которой мы делаем, в данной части показала специалистам, что гротескная манера перетекает с одних образов на другие и пронизывает всю произведение. Но, таким образом, становится очевидно, что автор хочет показать свою возвышенную, не похожую на другие, любовь.

Часть 5. Страх

Путешествие подходит к концу, и время, кажется, перестало гнаться вслед за потоком мыслей поэта. Он оказывается на вершине горы, откуда видит людей, стоявших внизу. Они не понимают чистоты помыслов, да и то, что пишет он не ради денег. Толпа, будто лошади в шпорах, не видит ничего кругом, кроме рутины и быта. За это стреляют в автора из разного оружия. Страшно оказаться непонятым, страшно стать врагом.

Маяковскому присуще чувство нарциссизма, хотя он этого не признавал и не показывал. При анализе этого отрывка бросается в глаза возвышение автора над толпой. Отдаленно он напоминает Иисуса, которого распяли за его искреннее желание помогать людям и просвещать их, научить делать выводы и проводить анализ. Стих "Про это" Маяковский написал, тем не менее, подчеркивая свой атеизм и коммунизм.

Вера

Вроде бы и сгинул герой поэмы под пулями, но Маяковский продолжает рассуждать уже после всех событий своеобразным эпилогом. У души поэта остается искренняя надежда на будущие поколения: они смогут и захотят воскресить его и Лилю, чтобы они «наверстали недолюбленное». Он верит, что в будущем застанет настоящую любовь без границ и рамок, где вся Вселенная и есть масштаб любви.

И снова очевидный почерк - гротеск и футуризм - демонстрирует поэма "Про это" Владимира Маяковского. Анализ позволяет понять: поэт решился помечтать в конце и представить, что в будущем его и любимую воскресят для жизни в лучшем мире. Но почему не через год-два или не сразу? Владимир Владимирович предположил, что опередил свое время, и в будущем его единомышленников станет больше, а жизнь будет спокойнее. Чувства можно будет не прятать, забыть про шаблоны и с присущим Маяковскому напором ворваться с масштабом, с шумом и безграничной любовью к своей единственной Лиле.

Анализ поэмы Маяковского «Про это» стоит закончить строчками из данного произведения:

"Нынче недолюбленное

наверстаем

звездностью бесчисленных ночей.

Воскреси

хотя б за то,

ждал тебя,

откинул будничную чушь!

Воскреси меня

хотя б за это!

Воскреси -

свое дожить хочу!"

Маяковский Работал над поэмой «Хорошо!», когда лефовские идеи литературы «факта» и «производственного искусства» приходилось отстаивать в острой конкуренции, в борьбе с РАППом, с другими литературными группировками. Причем отстаивать и утверждать их надо было не только теоретически, но и на практике. Поэтому, наверное, Н. Асеев не назвал «Семена Проскакова» поэмой, а обозначил жанр так: «Стихотворные примечания к материалам по истории гражданской войны», хотя все-таки это была поэма. Вступительная глава поэмы «Хорошо!» прочитывается в контексте дискуссий по поводу литературы «факта». Маяковский заявляет концепцию: «Ни былин, ни эпосов, ни эпопей». Концепция лефовская. Взамен этого: «Воспаленной губой припади и попей из реки по имени — «Факт». Казалось бы, этим и исчерпывается задание себе. Но вдумаемся в следующие строки:

Это время гудит телеграфной струной, это сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем.

Замечательный образ времени, как будто бы — телеграфом — привязанный к правде «факта» (конкретного сообщения), ставится в зависимость от личного восприятия, от своей правды. Союз «или» без всяких сомнений воспринимается как соединительный. Стало быть, лирическое начало, едва обозначившись, тут же вливается в тоже обозначившуюся «реку» эпоса. Бойцы, страна, время — понятия, все вместе объемлющие отрезок истории. В конце главки историческая протяженность времени обозначается словом «годов». Лирический мотив «зарождается» в 1-й главе, «преодолевая» декларированную привязанность к «факту». Художник Маяковский вступает в спор с самим собой теоретиком и, скажем заранее, побеждает, хотя и не до конца.

«Действие» поэмы начинается со 2-й главы. Поэт избирает для нее труднейшую форму полифонического диалога, чтобы показать настроения массы людей, главным образом крестьянской массы, переодетой в солдатские шинели. Диалог помогает нам представить всю эту разнородную массу. Глава четко делится на две части. Диалог передает стихийный разгул страстей, что подкрепляется длинным разбегом строки, рубленым ритмом. Вал за валом накатываются страсти и — разбиваются о бетонную стену безвыходности. Это подчеркнуто ритмически и визуально, многоударный стих чередуется с одноударным.:

Врали: «народа — свобода, вперед, эпоха, заря…» — и зря.

Нарастание взрыва стихийных сил заканчивается призывом к бунту: «Бей!» (этот мотив нам знаком по поэме «Облако в штанах»). Такова высшая точка накала страстей, вызревших в недовольстве народных масс политикой Временного правительства. Здесь видно, что поэту нужна прежде всего не правда «факта» как такового, а более высокая, поднимающаяся над эмпирикой правда художественного обобщения. Маяковский проявил себя мастером создания «портрета» обретающей сознание революционной массы, в этом его поэтическое открытие. Замечательно сатирическое изображение деятелей Временного правительства. Кто такой Керенский? Маяковский сталкивает в характере и поведении «присяжного поверенного» его амбиции («глаза у него бонапартьи»), самоупоение от верховной власти и непонимание ситуации, невладение ею, растерянность. Керенский смешон («вертлявый пострел»), когда располагается в царских покоях, когда «опьянен своею славой пьяней, чем сорокаградусной». И еще более смешон и жалок, когда узнает о беспорядках, о деятельности большевиков — и отдает нелепые, не соответствующие серьезности обстановки распоряжения.

Сатирические образы деятелей буржуазных партий Кусковой и Милюкова, который был также министром Временного правительства, пародийно выведены в поэме. Этим героям поэт отводит роли Татьяны и няни, перефразируя их; диалог из 3-й главы пушкинского «Евгения Онегина», придавая ему акцентированно сентиментальную и потому особенно сатирически действенную окраску. В роли «усастой» няни предстает «Пе Эн Милюков», в роли одержимой любовной страстью то «девушки», то «старушки» — «мадам Кускова». Маяковский блистательно спародировал для этих двух персонажей пушкинские стихи. При этом его пародия не бросает никакой тени на прекрасную, исполненную поэтического волшебства ночную сцену из «Евгения Онегина». Наоборот, все содержание и нравственная суть диалога между Кусковой и Милюковым, куда вставлены пушкинские строки, резко контрастируют с диалогом Татьяны и няни, содержание которого отличается чистотою помыслов. В контрасте, в полном несовпадении помыслов и кроется сатирический замысел.

Поэма — не роман, Маяковский не мог да и не имел в виду показать всю расстановку сил перед Октябрем, но помимо Керенского, Милюкова и Кусковой, представляющих силы эсеровско-кадетского толка, он все-таки показывает и еще одну разновидность контрреволюции — уже монархической окраски. Это штабс-капитан Попов, личность более волевая, чем Керенский. Рядом с ним некий адъютант, «профессор, либерал», в ходе диалога с монархистом Поповым полностью раскрывающийся как человек нестойких убеждений. Изображена и организованная революционная сила. По контрасту с пьяной болтовней либерала и монархиста здесь царит деловое напряжение, все слова и распоряжения точны, взвешены. Человек, который информирует о текущих событиях и отдает распоряжения,- собран, деловит, опытен. Скорее всего, это профессиональный революционер из народа, прошедший выучку в подполье, в тюрьме или ссылке, в армии под руководством более опытных и старших. Демократическое происхождение подчеркнуто стилистическим штрихом в его речи: «Я, товарищи,- из военной бюры. Кончили заседание тока-тока». Ясно, что так мог сказать недавний рабочий из крестьян или крестьянин, прошедший первую школу революционной работы в армии.

И еще более контрастна сцена в «Селекте», где «действуют» либерал и монархист, изображение того, кто по имени не назван, но кто сразу же угадывается за местоимением «сам», выделенным визуально: «С а м приехал, в пальтишке рваном,- ходит, никем не опознан». Это первое появление в поэме Ленина.

Кульминация первой (условной) части поэмы — 6-я глава, в ней показано взятие Зимнего дворца и победа вооруженного восстания в Петрограде. Это динамичная картина с конкретными подробностями и образами-символами. Однако Маяковский не дает волю патетике, хотя запечатлевает самый исторически важный момент в сюжете. Он начинает и кончает главу подчеркнуто обыденным пейзажем («Дул, как всегда, октябрь ветрами…», «…обычные рельсы вызмеив»), одной лишь строкой закрепляя эпическое (и историческое!) — фундаментальное — значение обстоятельств времени: «Дул, как всегда, октябрь ветрами, как дуют при капитализме» — в первой строфе; с той же начальной строкой, но с другой концовкой: «…гонку свою продолжали травмы уже при социализме». Акцентированная обыденность эпизода низложения и ареста Временного правительства должна подчеркнуть, по мысли поэта, историческую неизбежность и закономерность революционного переворота в России. Эта мысль звучит и в строках о министрах Временного правительства: «Они упадут переспевшей грушею, как только их потрясут». Не грушами во множественном числе, что могло бы означать и индивидуальную человеческую непригодность и обреченность министров,- а «грушею», т. е. всем обреченным историей строем, уже не способным справиться с революционной ситуацией.

Вся панорама вооруженного восстания, несмотря на мощный эпический размах, насыщена конкретными историческими подробностями, целиком, однако, подчиненными художественному замыслу, целостной композиции главы. Историческим реалиям, фактам отведена подчиненная роль. Очень скупо, буквально несколькими штрихами картина Октябрьского восстания раздвигает свой масштаб во вселенную: «Видят редких звезд глаза, окружая Зимний в кольца, по Мильоннои из казарм надвигаются кексгольмцы»; или уже почти в конце, после победы восстания: «Горели, как звезды, грани штыков, бледнели звезды небес в карауле».

Завершая сюжет взятия Зимнего и низложения Временного правительства, показывая момент наступления новой эры в истории человечества, поэт не может оставаться спокойным повествователем, но его сдерживает внутренняя установка на роль свидетеля-летописца, поэтому здесь экспрессия образа приглушена реминисценцией, отсылкой к партийному гимну, парафразом из «Интернационала»:

А в Смольном толпа, растопырив груди, покрывала песней фейерверк сведений. Впервые вместо: — и это будет… — пели: — и это есть наш последний…

Анализ поэмы Маяковского «Хорошо!»

Другие сочинения по теме:

  1. Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта, 8-я, глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка главы: «Дяденька,...
  2. Поэма носит автобиографический характер. 1 Маяковский начинает свою поэму заявлением, что былинные времена прошли. Пора отказаться от былин, эпосов и...
  3. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  4. «Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с...
  5. Стихотворение давно Уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского «Гуляем», созданное в 1925...
  6. На голове Маяковского ладонь солнца — священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: «Ныне отпущаеши!» Пусть глупые историки, науськанные...
  7. Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала...
  8. Теперь последим дальше за сюжетом, где Маяковский сводит и разводит двух героев в едва улавливаемой последовательности, и уже молодой двойник...
  9. Прием контрастного изображения характерен и для двух других произведений, написанных поэтом в 1925 году,- стихотворений «Гуляем» и «Что такое хорошо...
  10. В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена...
  11. Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить...
  12. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
  13. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  14. Сочинения по литературе: Анализ стихотворения владимира маяковского Послушайте! Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают,...
  15. В. М. — мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме...
  16. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  17. Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно...
  18. По теме «Творчество В. Маяковского» предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: «лирический герой», «остранение», «пафос», «метафора», «тоническая система...
  19. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  20. Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться...