Жеребенок каждый день подрастал и стал. Звуковая культура речи

Электроизмерительные приборы

>>Литература 2 класс >> Литература: А. Шибаев. «Кто кем становится?» , Н. Сладкова «Они и мы»


Урок 25

Н. СЛАДКОВ «ОНИ И МЫ»,

А. ШИБАЕВ «КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ?»

Цели: воспитывать у учащихся бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

– Мы начинаем изучение новой темы, она называется «О братьях наших меньших».
– Как вы думаете, кому посвящена эта тема?

2. Работа над рассказом.
Если Вы хотите найти поучительные, добрые рассказы о природе, рассказы о животных, то творчество Николая Ивановича подойдет лучше всего.

Легкий, доступный язык рассказов о природе в простой форме передает детям тайну и многообразие окружающего мира.

Чтение рассказов о животных Сладкова воспитывает любовь и ответственность в ребенке.

Это богатство, которое нам оставил Николай Сладков, бесценно.

1) Чтение детьми рассказа Н. Сладкова «Они и мы».

Послушайте рассказ и попробуйте отгадать, о каком звере рассказывает автор.

Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной
Стал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц.)

А теперь познакомимся еще с одним лесным жителем - героем рассказа «Медведь измеряет рост». Чтение рассказа учителем.

Что делал медведь в лесу? (Царапал кору деревьев, кусал ее, терся о ствол, оставляя на нем кусочки шерсти.) Зачем он это делал? (Он отмечал свои владения в лесу.) Почему рассказ называется «Медведь измеряет рост?» (Со стороны кажется, что он на самом деле измеряет свой рост.)

2) Коллективное обсуждение рассказа.

Вывод : «Не навреди!» – это правило для человека в отношении с животными.

3) «Поэтическая игра». А. Шибаев «Кто кем становится?».

А. Шибаев. Кто кем становится

Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая... (собака).

Жеребёнок - с каждым днём
Подрастал и стал...(конём).

Бык, могучий великан,
В детстве был... (телёнком).

Толстый увалень баран –
толстеньким...(ягнёнком).

Этот важный кот пушок -
Маленьким... (котёнком).

А отважный петушок -
Кро-о-хотным...(цыплёнком).

А из маленьких гусят
Вырастают... утки -
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

Дети читают строки, домысливая окончание фразы.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: нарисовать домашнего питомца, составить рассказ о нем.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Загадки про домашних животных придумывались людьми давно. Конечно, про кого же ещё сочинять, как не про тех, кто живёт с нами рядом, с кем видишься и «общаешься» каждый день.

Загадка про овцу
Она – парнокопытная,
И знаем – любопытная,
Даёт нам шерсть приличную,
Добротную, отличную.

Известный представитель,
Мы знаем — это Долли,
Достались ей в науке
Серьёзнейшие роли.
Ответ: овца
Автор загадки: Ирис Ревю

Загадка про козу
Говорят, что огород
Сторожить не может,
А побег кустарника
Без заминок гложет.

Идёт она рогатая
За малыми ребятами,
Ребятами из песенки,
Той, что поётся весело.
Ответ: коза
Автор загадки: Ирис Ревю

Загадка про кошку
Доброе слово
Ей точно приятно,
Хотя, что же сказано
Ей непонятно.

Игривая, любит
Лакать молоко,
И прыгнуть, порой,
Высоко-высоко.
Ответ: кошка
Автор загадки: Ирис Ревю

Очень любит есть траву,
Ей пучок большой нарву.
Пусть всегда будет здорова,
Наша славная …(корова )

Среди двора
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади – метла.
Ответ: бык

Хитрая крякушка
Ловит лягушек.
Ответ: утка

Днем — лежит, дом сторожит,
Отдыхает под крылечком, хвост — колечком.
Ответ: собака

Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
Ответ: курица

Лютик, василек всегда
Очень вкусная еда.
Я охапку ей нарву,
Пусть …(корова ) ест траву.

Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.
Ответ: баран

Чуткие ушки, на лапах подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Молоко лакает, солнышко встречает.
По чулану бродит, на охоту ходит.
Ответ: кот

По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан.
Ответ: барашки

В огороде у бабуси,
Мирно ходят её…(гуси )

Загадки Александра Шибаева

«Кто кем становится»

Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая…(собака ).

Жеребёнок – с каждым днём
Подрастал и стал …(конём ).

Бык, могучий великан,
В детстве был…(телёнком ).

Толстый увалень баран
Тоненьким …(ягнёнком ).

Этот важный кот Пушок –
Маленьким …(котёнком ).

А отважный петушок –
Крохотным …(цыплёнком ).

А из маленьких гусят
Вырастают …(утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени С. С. Виноградова»

2 – в класс

УМК «Школа России»

Урок открытия новых знаний

Учитель Околита Зоя Евгеньевна

Тема: О братьях наших меньших.

Цели:

    Познакомить учащихся с новым разделом.

    Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

    Прививать любовь к животным и интерес к чтению.

УУД:

Познавательные:

    ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;

    извлечение необходимой информации из текстов различных жанров , из иллюстраций;

    сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    использование знаково – символических средств;

    анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

    установление причинно-следственных связей;

    умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.

    самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

    умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

    развитие готовности к сотрудничеству;

    интерес к общему делу;

Регулятивные:

    определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

    умение прогнозировать текст;

    умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

    слушание и понимание речи других;

    умение работать в парах, умение договориться .

Оборудование: выставка книг Н. И. Сладкова, карточки (для работы в парах), учебник «Литературное чтение» для 2 класса, простой карандаш, компьютерная презентация, видео караоке «Не дразните собак»

I Организационный момент. Психологическая поддержка. (Слайд 2)

Ребята, встаньте красиво, ровно. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. Такое настроение нам понадобится сегодня для работы. Возьмите друг друга за руки и расскажем стихотворение.

Мы - умные, мы - дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

Проверим готовность к уроку.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая

II Речевая разминка (Слайд 3)

Светлячок! А где твой дом?

Я ищу тебя кругом.

Где ты прячешься? Скажи!

Я хочу с тобой дружить!

Посмотрите на экран. Прочитайте про себя и определите жанр литературного произведения. (Стихотворение.)

Как называется стихотворение? («Светлячок»)

Кто такой светлячок? (Насекомое. Жук.)

Почему его так назвали?

(Он светится в темноте. Он отражает свет.)

А где он живет? (В траве.)

Прочитайте стихотворение «про себя».

Прочитайте стихотворение выразительно.

III Самоопределение к деятельности (Слайд 4)

Разгадайте ребусы

Назовите всех этих существ одним словом. (Животные.)

(Слайд 5)

о

Здесь зашифрована фраза. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слова?

Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим.

(«О братьях наших меньших»)

Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)

Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)

Сегодня мы поговорим о животных.

Сформулируйте тему нашего урока.

«Братья наши меньшие».

IV Работа над новым материалом

    Прогнозирование раздела

Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)

Откройте учебники на странице 125.

Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

Чему мы научимся?

Чему мы будем учиться?

    Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»

1) Знакомство с писателем (Слайд 6)

- Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице 126. (Н. Сладков.)

Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Посмотрите на эту выставку книг. Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

2) Прогнозирование чтения

Прочитайте ее название.

(«Они и мы»)

Как вы думаете, о ком этот текст?

(О животных и людях, об отношении людей к животным.)

3) Словарная работа (Слайд 7)

Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)

Здесь слова зашифрованы.

коилац (околица) яивмзыйу (уязвимый)

2124365 81532467

Околица - 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Уязвимый - тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.

Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.

4) Первичное чтение текста (учителем).

Проверка первичного восприятия текста

Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)

Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)

Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)

5) Вторичное чтение текста (детьми)

Прочитайте текст «жужжащим» чтением вполголоса, по «цепочке»

6) Работа по содержанию текста

Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

Что за существа в шерсти? (Это звери.)

Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.

Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?

(«Не навреди!»)

Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)

Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)

Можем ли мы как-то помочь животным?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)

Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? (Слайд 8)

Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

V Физкультминутка (Слайд 9)

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)

    Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»

1) Знакомство с писателем (Слайд 10)

Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся. Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)

Прочитайте название стихотворения.

(«Кто кем становится»)

О чем говорит это название? (Ответы детей)

Найдите задание 1 на странице 127. Прочитайте его.

Что нужно сделать в стихотворении?

(Вставить пропущенные слова.)

Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно записать эти слова на карточке.

(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)

2) Первичное чтение стихотворения.

Проверка восприятия стихотворения

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое оно?

(Веселое, шуточное.)

Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?

(Учитель спрашивает каждого ученика.)

Сейчас почитаем стихотворение выразительно.

3 ) Выразительное чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)

4 . Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайды 11, 12, 13)

У вас на столах карточки с названиями животных. Запишите рядом названия детенышей животных.

У кошки - … .

У собаки-… .

У зайчихи -… .

У утки-… .

У овечки-… .

У курочки-… .

У ежихи-… .

У коровы-… .

У свиньи-… .

У лисы-… .

У рыбки-… .

У лосихи -… .

У волчицы-… .

У кошки - котенок.

У собаки - щенок.

У зайчихи - зайчонок.

У утки - утенок.

У овечки - ягненок.

У курочки - цыпленок.

У ежихи - ежонок.

У коровы - теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисы - лисенок.

У рыбки - малек.

У лосихи - лосенок.

У волчицы - волчонок.

У скворчихи - птенец.

VI Рефлексия (Слайд 14)

Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

    Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.

    Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности.

    Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

VII Подведение итогов урока

Какой раздел мы начали изучать сегодня?

(«Братья наши меньшие»)

Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботится о животных, жалеть их.)

Видео караоке песни «Не дразните собак».

VIII Домашнее задание (Слайд 15)

Елена Колчина
Звуковая культура речи. Чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится» во второй младшей группе

Вторая младшая группа. Звуковая культура речи. Чтение стихотворения А. Шибаева «Кто кем становится».

Цель: Упражнять в четком произношении гласных звуков Э, Ы ; закреплять произношение звука М (МЬ) в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; активизировать словарь детей: названия животных и их детенышей.

Ход занятия. «Слышали вы когда – нибудь, как гудят пароходы?– спрашивает воспитатель. - У пароходов разные голоса. Одни гудят протяжно, долго, примерно так: ы-ы-ы-ы (произносится на одном выдохе) , другие гудят иначе: ы - ы - ы (произносится отрывисто) ». Дети все вместе и индивидуально (3-4 ребенка) исполняют «песенки» пароходов.

«Кто из вас знает, - интересуется педагог, - что такое эхо?» И поясняет: в горах, на высоком берегу речки можно что – то крикнуть, а слово вернется к вам, но по дороге потеряет ряд букв, будет звучать по- другому. Предлагает поиграть в «Эхо».

Дети, сложив ладони рупором, кричат: «Мы-ы-ы-ы». К ним «возвращается»: «Ы-ы-ы-ы» (3-4 упражнения).

Появляется маленький медвежонок. Он хнычет: э-э-э-э. Воспитатель объясняет, что малыш хочет спать, но никак не может заснуть. Просит детей вместе спеть медвежью колыбельную: э-э-э-э. Зачем медвежонка укачивают и поют ему песню дети по очереди, бережно, передавая его друг другу. Воспитатель уносит медвежонка и укладывает в кровать.

Демонстрирует детям куклу. «Это говорящая кукла, - объясняет педагог. – Я завожу ее ключиком, и она говорит: «Ма-ма» (воображаемая ситуация). Что и как говорит кукла?»

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Заводные куклы»: «Вы все будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу – вот так! - ключиком. Тот, кого я заведу, должен произнести: «Ма – ма».

После того как 5-6 малышей выступать в роли заводных кукол, игра продолжается в различных вариантах: дети изображается в различных вариантах: дети изображают заводных телят, заводных котят и т. д. Педагог напоминает, что голоса телят басовитее, «толще», а котят – «тоньше», нежнее.

«Заведу-ка я вот этого черненького теленочка. А сейчас заведу маленького беленького котеночка. А вот кошку по имени Котауси заводить не буду. Уж очень она хитрая, эта Котауси».

Педагог читает английскую песенку «Котауси и Мауси» в обработке К. Чуковского. Повторяет стихи, а дети договаривают слова, в том числе начинающиеся на М (мышка Мауси). Затем с помощью воспитателя дети читают в лицах диалог Котауси и Мауси.

Воспитатель.

И подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси…

Котауси.

Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси.

Чудесную песенку, Мауси.

Воспитатель.

Но ответила умная Мауси…

Мауси.

«Ты меня не обманешь, Котауси…»

Все дети.

Так ответила умная Мауси –

И скорее бегом от Котауси.

Исполнители ролей Мауси и Котауси меняются 2-3 раза.

Если воспитатель решит, что для детей его группы английская песенка трудна, рекомендуем прочитать в лицах отрывок из сказки «Усатый – полосатый» С. Я. Маршака:

Стала девочка учить котенка говорить:

Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: Мяу!

Скажи: ло-шадь.

А он говорит: Мяу!

Скажи: э-лек-три-че-ство.

А он говорит: Мяу – мяу!

Все «мяу» да «мяу».

«Вы любите шутить? – интересуется воспитатель. Для детей, умеющих шутить, у меня есть замечательное стихотворение». (Читает 2-3 раза.)

Жил был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …(собака) .

ЖЕРЕБЕНОК - с каждым днем

Подрастал и стал… (конем) .

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (теленком) .

Толстый увален БАРАН

Толстеньким… (ягненком) .

Этот важный КОТ Пушок –

Маленьким … (котенком) .

А отважный Петушок –

Кро-о-хотным… (цыпленком) .

А из маленьких гусят

Вырастают… (утки)

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

(А. Шибаев. Кто кем становится)

Публикации по теме:

Конспект ОД «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ц]-[Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Технологическая карта ОД с детьми старшей группы «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный.

Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [б], [б’]» Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Цель: Сформировать у детей интерес к речевой деятельности.

Конспект НОД во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Конспект НОД во второй младшей группе

Кто живет у нас в сарае?
Я их всех отлично знаю...

А от этой небо скрыто -
Все глядит она в корыто
Или, хвост задрав крючком,
Роет землю пятачком.
(свинья )

Здесь семейство:
Мать и дочки.
Все как снежные комочки.
Мне их трудно различать,
Дочки - вылитая мать.
Вместе грызть морковку станут -
Друг от друга не отстанут.
(кролики )

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака.
(куры )

А вот эту я зову
Очень просто - Лена.
Летом ест она траву,
А зимою сено.
Подхожу к ней не дыша я:
Очень уж она большая!
(корова )

Этот прячется на крыше -
Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.
Выйдет мама из сеней -
Он скорей бежит за ней.
(кот)

Этот - черный и лохматый.
Сторож он у нас, ребята.
Только днем он спит в сарае,
Ночью ходит во дворе.
Он меня веселым лаем
Будит рано на заре.
(пес )
Ю.Коринец

Поиграем-угадаем

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг...
Угадайте, кто?..
(индюк)

Да, индюк, признайтесь братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или...
(собака)

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
(кошка)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!

А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там - опята.
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые...
(поганки)
С.Михалков

Загадки- обманки

Владимир Борисов

Быстрее всех от страха
Несётся.... (черепаха-заяц)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый...(слон-медведь)

По горной круче проходил
Обросший шерстью...(крокодил- козёл)

В тёплой лужице своей
Громко квакал...(соловей,муравей- лягушонок)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает...(корова-обезьяна)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей...(комар-сова)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная...(муха-пчела)
И собирает мёд.

Марк Шварц

В чаще голову задрав,
Воет с голоду...(жираф-волк)

Клубком свернулся - ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий...(конь-ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку...(ёж-жираф)

Под луною песню петь
Сел на веточку...(медведь-соловей)

Кто в малине знает толк?
- Косолапый, бурый...(волк-медведь)

На заборе поутру
кукарекал...(кенгуру-петух)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул...(слон-кенгуру)

Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий...(крокодил-бегемот)

Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей...(петух-лев)

Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный...(лев-конь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий...(бегемот-слон)

Простой вопрос для малышей:
"Кого боится кот?" ...(мышей-собак)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать...(соловей-свинья)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем...(ворона-павлин)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу...(кабан- дятел)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая...(лисица-белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит...(баран-дятел)

Скорей на берег выбегай!
Плывет зубастый...

Хотя он шерсть свою утратил
Доволен круторогий...

Идет с бархана на бархан
Пустыни труженник...

Высокий, длинноногий,
Летать ему не лень -
На крыше из соломы
Устроился...

Шагает,
Голову задрав,
Двугорбый
Молодой...

Шею вытянула птица -
Ну шипеть, щипаться, злиться!
В речку кинулась с разгона -
"Га-га-га" - кричит...

В теплых морях обитает игрун,
Может легко оседлать он бурун.
В доброй улыбке раскроется рот -
Вас плавниками приветствует...

Пушной зверек приучен к стирке:
Все трет в воде, порой до дырки!
Днем - спит, когда найдет нору,
А ночью бродит...

От рыжей лисицы
В кустарник удрав
В листву завернулся
Колючий...

Такой длинной шеи
Не видывал люд:
Всех выше на свете
Пятнистый...

Ну и птица - шар из перьев!
Зло бормочет "Клу-клу-клу!"
Я смотрю из-за деревьев,
Для нее ищу метлу.
Говорить придется строго -
Проучу я...

Чик-чирик! Чик-чирик! -
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся...

Траву и солому
Жует постоянно,
А после
Дает молоко...

Если заржала,
Если лягнула,
Значит везти вас
Не хочет...

Зверь на носу
Свой носит рог -
Ему не подставляйте бок:
Когда сердит, когда он зол,
Все на пути снесет...

Дур-рак! - кричат из клетки.
От страха не робей.
Диковинная птица
Зовется...

Влез в чистую воду -
И драться клешнями!
Его под корягой
Поймаю руками.
Ни капли не страшно:
Попробуйте сами
И полную сетку набьете...

На это стоит
Поглядеть:
Бревно
Взял хоботом...

Не матрац, а зверь в полоску.
Hе запрячь его в повозку.
Даже если воспитают, -
С ним с опаской выступают.
Ну а в жизни злые роли
Сам играет хищный...

На речке и в болоте
Всегда его найдешь:
С блестящей гладкой кожей
В кольцо свернулся...

Лишь только
Свет дневной потух,
Заухал в темноте
...

Как? Неизвестно до сих пор:
Секрет и есть секрет,
Зверь этот, словно светофор.
Свой изменяет цвет.
В зеленый, желтый... Напугай -
И покраснеет...

Птица ходит по болоту
Без оглядки на погоду.
Не пройдет знакомство гладко,
Коль пришла к лягушкам...

Она под панцирем живет,
На жизнь свою не злится!
Когда куда-нибудь ползет,
То не спешит...

Когда летит - всегда гудит,
А он летит на луг.
Там, где пахучие цветы,
Собрал нектар...

Даешь по косточке в обед _
Не отнимешь плошки:
Грозно лают и рычат
Озорные...

Пасть разинул бегемот,
Просит: "Бросьте бутерброд!"
А пока он ждал, проворно
Залетела в пасть...
Бегемот в испуге сел -
Он не понял: что же съел?

Воз сена за десятерых,
Вез бык, вздыхая тяжко "Ых!"
Добрался к новому стогу
И снова выдохнул...

И лань, и лось - с рогами:
Ты с ними не дерись!
Не праздник с пирогами, -
Когда грозя рогами
Бежит по тундре...

Эта птица не летает,
Но проворно убегает,
Оседлаете верхом -
Сразу станет скакуном.
Не для каждого разминка
Удержаться на...

Птицу, тезку Юркину,
Маленькую, юркую,
Вихрем носят два крыла:
Суетлива жизнь...

Космат, рогат, живет в горах,
В любой мороз неведом страх,
И там, где путь для всех закрыт
Поклажу вам доставит...

Кто в густом лесу мелькает,
Рыжей шубкой полыхает?
Знает он в цыплятах толк!
Этот зверь зовется... (Волк - Лиса.)

Кто не дружит с ярким светом,
Под землей зимой и летом?
Носом он изрыл весь склон.
Это просто серый... (Слон - Крот.)

Кто в лесу дрожит под елкой,
Чтоб не встретиться с двухстволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется... (Лев - Заяц.)

Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мед.
А зовется... (Бегемот - Медведь.)

Загадки
Лежит под пнем,
Крутит хвостом,
А то и в луже
Ничуть не тужит.
(свинья)

Не положишь в кошелек
Этот странный пятачок.
У него четыре ножки,
Хвостик - розовый крючок!
(поросенок)

Вместо носа пятачок.
Вместо хвостика крючок.
Голос мой визглив и тонок.
Я веселый...
(поросенок)

Уж очень вид у них чудной:
У папы - локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша...
(львица)

Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге -
Голова торчит да ноги.
(черепаха)

Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит...
(черепаха)

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят...(черепахи)

Ничего себе малышка!
У нее не шея - вышка!
Ты дружок, конечно, прав -
Каланчу зовут... (Жираф! )

Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный
Только это кран живой
С настоящей головой.
Тот из вас, ребята, прав,
Кто ответит нам...
(жираф)

Не олень он и не бык,
В жарких Странах жить привык.
На носу имеет рог,
Значит, это... (Носорог!)

Загадки о животных
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
И надежна и верна
Кладовая для зерна.
Где кладовка?
За щекой -
Вот я хитренький какой!
(хомяк)

Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это... (Слон!)

В одежде богатой, а сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца.
(крот)

Опасней всех в реке она
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом - такая злюка,
Конечно, это...
(Щука)

Коза и стрекоза
Под кустом,
закрыв глаза,
спит Двурогая Коза.

Вот Коза,
открыв глаза,
видит:
В небе - Стрекоза.

Огорчается Коза,
что она -
не Стрекоза!
Тоже хочется
Двурогой
покружиться
над дорогой.
Тим Собакин

Белые комочки
Возле жёлтой кадки
Прыгают ягнятки -
Белые комочки,
Глазки - уголёчки.
На ногах копытца,
Чтоб не простудиться!
Г.Новицкая

БЕГЕМОТ
Писк и лай,
шум и гам,
воют мишки по углам;
шум и гам,
писк и лай,
перепуган попугай,
опечалены мартышки,
разбежались крысы, мышки
Почему?
Не пойму...
Рассердился и ревет
бегемот.
(1914) Моравская

СУСЛИК

Пред рассветом, очень рано,
вышел суслик на поляну.
Встал на холмике крутом
серым тоненьким столбом,
и стоял он долго там,
лапки вытянув по швам.
Думал: скоро ли рассвет,
будет дождик или нет?

На рассвете с кузовками
вышел Васька за грибами.
Видит, столбичек стоит,
очень маленький на вид.
Васька думает: «Постой,
захвачу его с собой,
пригодится, может быть...
Можно чушку смастерить...»
Суслик Ваську увидал -
вздрогнул, пискнул и пропал.


ГНОМ И БЕЛКА
Маленький гном -
Старый житель лесной -
Сел на грибок
Под зеленой сосной,
Сел и глядит -
Удивляется!
Кто это сверху
Бросается?..
Шишки летят,
А сквозь ветки блестит
Черный глазок,-
Это белка шалит!
«Полно, шалунья,
Достанется!..
Так уж за мной
Не останется...
Влезу на елку,
Сейчас накажу,
Острый репейник
На хвост посажу».
Белка смеется:
«Умаешься!
Разве за мной
Угоняешься?..»

{1911) Г.Галина