К морю анализ стихотворения пушкина, море анализ элегии жуковского. Как передано состояние бушующего моря На сколько частей можно разделить элегию море

Часто перегорают лампочки

«Моря и озера России» - Самые крупные- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. В нашей стране более 2 миллионов рек. Балтийское море Чёрное море. Озёра России. Моря Атлантического океана. А самое глубокое в мире озеро Байкал. Карское море Белое море Баренцево море. Самое большое – Каспийское. Моря Тихого океана. Японское море Охотское море Берингово море.

«Состояние Аральского моря» - Результаты исследований. В ходе дистанционного исследования. Около 90% территории Кыргызской республики и Таджикистана занимают горы. С распадом СССР в 1991 г. Где серебристой рыбы косяки? Не стало и некогда процветавшего рыболовного флота. Дистанционное исследование площади моря. Актуальность. Климатические условия.

«Моря и океаны» - Знаете вы четыре океана? Урок сегодня о важном на свете: Урок-путешествие о воде. Суп за обедом посолили, Соленость измерили в ….. Вас к вниманью призываю, Слова по теме называю. Течение, прилив, кратер, пролив. В детстве мучит всех вопрос: А кто соль в море принес? И заодно скажите мне, Где больше соли в морской воде?

«Жизнь моря» - Вот некоторые водоросли планктона – очень необычные. Больше чем в Средиземном море! Плавать по-одному, по-двое 2. Наблюдение- не охота. Начинаем с наблюдений и сбора материала в природе. А значит больше и рыбы вообще. Следующее занятие - в море. Кто-то увидит и поймет больше, кто-то - меньше. Не шуметь! – рыбы слышат в воде лучше, чем мы видим.

«Моря в России» - Сахалин. о. Врангеля. Белое и Чёрное моря. Берингово, Охотское, Японское. Ветер в море бушевал, Превращая волны в вал. Балтийское море. Какое море на севере России раньше называли Мурманское или Русское? Натворил немало дел. В Каспийском. п-ов Камчатка. Моря Тихого океана. Шторм. Диксон. Определи моря.

«Моря омывающие Россию» - Самое холодное? Какое море России самое тёплое? Анализ просмотренного кинофильма. Обсуждение по вопросам к видеофильму: Актуализация знаний. ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Моря, омывающие берега России». 2. Работа с видеоматериалом. Подведение итога урока. Справочный материал к уроку: Вопрос перед просмотром видеофильма.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Море» было написано В.А. Жуковским в 1822 году. Это одна из лучших элегий поэта. Причем образ моря был новым для его творчества. Стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы» на 1829 год. Жанр был обозначен в последнем прижизненном издании произведений Жуковского.

В этой элегии образ моря сопряжен с образом лирического героя. И эту параллель мы замечаем уже в начале произведения. Поэт использует прием олицетворения, наделяя «безмолвное море» возможностью мыслить и любить:

Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Исследователи неоднократно отмечали мотив движения, жизни (в противовес покою), звучащий в этом стихотворении. Море у поэта изображено в состоянии покоя, в бурю и после нее. Все три пейзажа великолепны. Рефрен «безмолвное море, лазурное море» передает спокойствие и умиротворенность природы. В описании бури Жуковский использует аллитерации, благодаря которым создается иллюзия шипения, клокочущих волн:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но вот буря утихает, но затишье это обманчиво:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Море у Жуковского тянется к небу, однако единение здесь невозможно. Могучая и непредсказуемая стихия заключает в себе «глубокую тайну», вечную загадку, которая безудержно притягивает к себе человеческую душу:

Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земные неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

Разгадка же этой тайны заключается в душе лирического героя, через образ которого поэт утверждает свои эстетическо-философские идеалы поэта-романтика. «Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него». Таким образом, море символизирует у Жуковского человеческую душу. Точно такие же безудержные порывы, страсти таит и душа лирического героя. Точно так же тоскует она по всеобщей гармонии, целостности и единству, устремляясь к небу.

Характерна разница в восприятии образа моря у В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Море у Пушкина ассоциируется со свободой, безудержными порывами души, гениальными, неоднозначными и талантливыми личностями. И общее звучание стихотворения «К морю» оптимистично. Лирический герой Пушкина обращается к морю как к другу, он употребляет местоимение «ты», одновременно раскрывая собственную личность:

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя;
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

У Жуковского же очень значим мотив тревоги, пессимизма, печали, невозможности достижения идеала. Земная жизнь символизирует у этого поэта вечную борьбу, вселенское столкновение с силами зла, извечное желание и устремленность души к свету, к небесному, к недостижимому. И этот романтический конфликт земного и небесного приобретает космический масштаб: лирический герой отчетливо осознает недостижимость желанной гармонии. Исследователи неоднократно отмечали, что в элегии Жуковского не употребляется местоимение «я» – герой обозначает собственную личность, лишь обращаясь к морю: «Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…», «Ты долго вздымаешь испуганны волны», «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье». Но море безмолвно, и разговор этот остается монологом. Чувства героя передаются не от первого лица.

Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе: земное – небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше. Финальный вывод лирического героя пессимистичен: мир лишен цельности и гармонии, желанный идеал недостижим на земле.

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, благодаря чему создается впечатление ритмичности, подвижности, движения волн. «Море» поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. В произведении использованы различные средства художественной выразительности: метафоры («Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?..»), олицетворения («Тревожною думой наполнено ты»), эпитеты («лазурное море», «сладостный блеск», «в бездне покойной»), риторические вопросы («Что движет твое необъятное лоно?», «Чем дышит твоя напряженная грудь?»), инверсии («Открой мне глубокую тайну твою»). Анализируя фонетический строй стихотворения, мы можем отметить аллитерации («Что движет твое необъятное лоно?», «Ты чисто в присутствии чистом его…»), ассонансы («Стою очарован над бездной твоей…»).

Таким образом, элегию можно назвать программным произведением В.А. Жуковского как поэта-романтика. Кроме того, здесь он предстает перед нами как подлинный мастер пейзажа, что было отмечено еще В.Г. Белинским. «Мы бы упустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, если б не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь. Утро ли, полдень ли, вечер ли, ночь ли, ведро ли, буря ли, или пейзаж – все это дышит в ярких картинах Жуковского какою-то таинственною, исполненною сил жизнию».

Элегия - стихотворение, которое исходит из глубоких чувств, охватывающих поэта. Это обычно искреннее произведение и очень личное. Его сентиментальные раздумья печальны, если, скорее, не полны глубокой скорби. Стихотворение «Море» (элегия В. А. Жуковского) вполне отвечает этим требованиям.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным ребенком, что впоследствии не позволило вступить в брак с возлюбленной. Ее мать была настолько против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери ее союзу с этим человеком. Вот так Маша выглядела в глазах Василия Андреевича - юной, нежной и прекрасной.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что в поэзию обращалось все вокруг нее. Мог ли Жуковский не полюбить? Конечно, нет. Мог ли он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг советовал жениться на Маше увозом. Но покорность матери и религиозность не позволяли девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась короткой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что никогда не женился.

Свое горькое счастье он пронес через всю жизнь. Девушка в Дерпте вышла замуж за недостойного человека, только казавшегося в обществе приличным, продолжая любить Василия Андреевича. Муж, будучи очень ревнивым, не позволял Машеньке встреч с Жуковским. Они оба покорились судьбе. Их разделяло и В 1822 г. была написана элегия «Море». История создания стихотворения, по сути, драматична.

Элегия

Начнем анализ элегии «Море» как образа конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф стихотворения можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать и сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегии. В первом четверостишии поэт передает метафорой о смятенной любви и тревожной думе свое собственное состояние, пользуясь образом моря. Во втором шестистишии также через образ стихии воды лирический герой, вопрошая море, разговаривает с любимой.

Он спрашивает, каково ей в неволе. Ласково и нежно просит открыться ему. В третьем шестистишии, одухотворяя море, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда и утром, и вечером все ею было светозарно освещено, все было обласкано и приносило радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда отнята у него мечта. Как он терзается и борется изо всех сил.

Так продолжается анализ стихотворения «Море». Элегия в своем предпоследнем шестистишии говорит об обманчивом покое, который наступает после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но вид этот обманчив. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, спрятанном глубоко, но заставляющем дрожать. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой - тема элегии «Море» Жуковского.

Природа как прообраз Марии

Спокойное бушующее, успокаивающееся, бурное в своих глубинах, целиком и полностью связано у Жуковского с образом Марии, такой близкой ему и такой далекой. Тема и идея элегии «Море» Жуковского тесно переплетены между собой. Очарованный водной стихией, он навсегда предан чарам Марии, Машеньки. Спрашивая море, он просит молодую девушку доверить ему свою глубокую тайну. Спрашивает ее, метафорически превращая себя в небо, тянет ли ее к нему, далекому, светлому.

Поэт успокаивает возлюбленную тем, что мысли его высоки и чисты, но пусть она обласкает его и радостно заблещет. Он верит, что если что-то помешает им встретиться, то Маша будет бурно, как стихия воды, протестовать и метаться. Но вот преграды исчезают, как с моря уходят тучи и мгла, но Маша еще долго взволнована. Она не может прийти в себя, и ее спокойный вид обманчив. Она по-прежнему боится и, любуясь небом, то есть поэтом, дрожит за него, за их любовь. Таков глубинный анализ элегии «Море», если знать обстоятельства любви поэта.

Часть первая

Стихотворение представляется написанным на одном дыхании, так быстро, так проникновенно, что его даже не потребовалось делить на строфы. Стихотворение «Море» - элегия в полном смысле слова, поскольку оно печальное и очень личное. Все, что хотелось, но нельзя было выразить иначе, поэт метафорами написал в «Море». Элегия драматична, если ее рассматривать как одушевленный поэтом мир природы. То, как начал Жуковский относиться к природе, стало провозвестником романтизма в русской поэзии. Полностью её одушевит великий Ф. Тютчев. Он найдет в ней и свободу, и любовь, и язык. Но начинает это «Море». Элегия рассказывает о наблюдении поэта за очарованием лазурного спокойного моря, которое готово вести диалог с далеким светлым небом. Поэт вопрошает его, хочется ли морю сблизиться с небом, таким же огромным, но, в отличие от земли, крепко держащим в своих объятиях, легким и воздушным, не тяготящим.

Часть вторая

Светлое небо наполняет море лазурью, заставляет гореть светом. Золотые облака ласкают море. Элегия рассказывает, как радостно в море отражаются ночные звезды. Если небо - душа человека, то море - его тайный, никому неведомый и невидимый мир. Душа поднимается к небесам, чтобы познать блаженство. Но ее вторая часть - водная - при видимой безмятежности и покое всегда волнуется.

Часть третья

Волнение моря может перейти в бурю. И тогда - все, берегись. Не отнять штормовым тучам у моря ясного неба. Оно будет яростно бороться, превратится в седое и свинцовое, но отстоит свой мир и покой, покончит со мглой.

Часть четвертая

Произведение «Море» - элегия двуликая. Поэт после бури и шторма анализирует увиденное. Он видит, как рассеиваются тучи и мгла, небо снова блистает лазурью, но море надолго запомнило непогоду, внутри него все клокочет и бурлит.

Еще долго вздымаются волны. Даже на первый взгляд успокоившееся, во внутреннем смятенье море боится потерять небо с его сладостным блеском.

Заключение

Стихотворение написано в 1822 г., но напечатано много позже, семь лет спустя, когда Марии Протасовой уже не было в живых.

Она умерла в родах. Острая боль прошла, и уже личное скрылось под волнами моря. Элегия, написанная амфибрахием, передает качание волн. В нем нет привычной для стихотворения рифмы. Это который придает произведению величие и торжественность. Они же подчеркивают, что человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком. Когда его не станет, то все так же будут сиять небеса и биться волны моря о берег.

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.


Любовь - таинственное, всепоглощающее чувство и совсем не удивительно, что, "отец русского романтизма", В.А. Жуковский обращался к этой теме не единожды.

Но писать о любви, не пережив самому эти эмоции, что дарит Афродита, совершенно невозможно. У Жуковского за плечами есть своя история полная сердечных мук и вдохновения, счастливых моментов и горестных утрат. Эта история стала живительным источником для поэта.

Его любовь, это возвышенная, духовная любовь к Марии Протасовой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Она стала его идеалом женщины на всю жизнь, но, к сожалению, судьба распорядилась жестоко и эти двое не смогли быть вместе. Поэтому все свои чувства и переживания Василий Жуковский оставлял на бумаге. На пожелтевших от времени листах любовь Василия и Марии так и живёт посей день, и она не умрёт никогда!

Стихотворение "Море", на мой взгляд, может выступать аллегорической иллюстрацией отношений поэта с Марией Протасовой. Они, как небо и море, так близки, и вместе с тем далеки. Их удел любоваться друг другом, отражая в себе любовь другого.

Любовь многогранное чувство, отсюда в стихотворении появляются множество мотивов: мотив тайны, гармонии, беспокойства, обманчивой тишины и всё это части одного целого.

Основной идеей стихотворения я бы назвала тайну любви, её загадку. Что скрывает человек под безмятежным внешним видом?

В качестве главных героев в элегии представлены Небо и Море. Конечно, мы понимаем, что под этими аллегорическими образами скрыты чувства людей, сами люди. Возможно Жуковский в образе Моря изобразил свою возлюбленную, он пытается проникнуть в тайны безграничного Моря, в тайны его возлюбленной.

Рассмотрим образы подробнее. Главное внимание поэта приковано именно к Морю. Этот образ изменчив, в стихотворении мы видим его совершенно с разных сторон. Как и душа человека, Море не может быть статично, не может не реагировать на внешние изменения мира. Так, вначале " Безмолвное море, лазурное море", как только тучи скрывают от Моря, его возлюбленное Небо, от прежнего спокойствия не остаётся и следа " Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь...". Когда же Небо вновь открывается перед водной гладью, Море не успокаивается, оно ещё волнуется и даже когда оно совсем стихнет, нельзя будет с уверенность сказать, что всё прошло и стихло. Так и возлюбленный никогда не теряет бдительность, он всегда переживает за свою избранницу или избранника. Каждый влюблённый боится потерять свою любовь, ведь когда любишь весь смысл жизни концентрируется в объекте любви, и потерять этот смысл жизни, зачастую, равнозначно смерти.

Небо представлено более схематично, оно светлое, высокое и недосягаемое. Возможно, Небо олицетворяет некий идеал, в который влюблено Море и которого не может коснуться. Этот факт наводит на мысль о том, что любовь создаёт идеалы, возможно мы даже любим не самого человека, а вдохновляемся тем идеалом его, что создало наше воображение. Этой иллюзией мы и живём, боимся и трепещем перед нею.

Интересна и композиция произведения, сначала поэт знакомит читателя с главными героями, описывает гармонию их существования. Следующий фрагмент - это буря, препятствие, которое пытается преодолеть влюблённое море и наконец финал - возвращение гармонии и тишины, но на этот раз это не так безмятежность, что была в начале. Герои уже пережили разлуку и той гармонии, что была, уже не вернуть. Возможно, со временем эта буря не будет столь памятна, но пока наступившая тишина лишь иллюзия: " Обманчив твоей неподвижности вид:\Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, \ Ты, небом любуясь, дрожишь за него."

Жуковский не просто превосходный поэт чувства, но и неподражаемы художник. Читая, его произведение, мы ярко представляем это безграничное море, это чисто-голубое небо с золотистыми облаками. Эта картина пленит и завораживает. А добивается этого поэт с помощью таких тропов, как эпитеты (Безмолвное море, таинственной, сладостной полное жизни, испуганны волны и т.д.), метафоры (Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?), олицетворения (Ты живо; ты дышишь, ласкаешь его облака золотые, ты, небом любуясь, дрожишь за него).

В создании настроения поэту помогает ритм стихотворения, созданный благодаря четырехстопному амфибрахию в сочетании с белым стихом, что придаёт произведению динамики, ощущение перехода от безмятежности к буйству волн морских.

Так же в стихотворении присутствует аллитерация (Чем дышит твоя напряженная грудь), с помощью которой предаётся таинственная мощь моря. Ассонансы (Безмолвное море, лазурное море) передают мягкость моря, его красоту, восхищение им. Так эти приёмы фонетического строя стихотворения ещё раз показывают контрастность, многогранность души, выраженное в полярных состояниях главного героя, моря.

Таким образом, стихотворение "Море" не просто живописное изображение природы, а это и размышления о любви, о тайне, о стремлении к идеалу. Это, действительно, волшебное произведение, открывающее перед читателем таинственную жизнь души человеческой, с её страстями и привязаностями, горестями и радостями, глубиною и многогранностью.