Краткое содержание страна муравия по главам. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Часто перегорают лампочки

“Страна Муравия”

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в “золотоглавом селе” на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают “души усопших, что пошли на Соловки”. Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля – нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без “коммунии” и “колхозии” мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится – ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода.

Нынче “разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб”, стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него “своя дальняя дорога”.

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни – просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: “жить нам заново теперь”.

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: “Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?” – задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк – Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село – людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал – иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней – не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено – да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе – самолеты, поезда – на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. “По-конски терпелив”, он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца – попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего – то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: “который час, который день, не знают Острова”. Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка – они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка – в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте – этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы – это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь – надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц – типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии – глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога – в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять “для интереса”, потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

Глоссарий:

        • краткое содержание страна муравия
        • страна муравия краткое содержание по главам
        • твардовский страна муравия краткое содержание по главам
        • страна муравия кратко
        • Краткий пересказ страна муравия

Другие работы по этой теме:

  1. Одним из ранних произведений А. Т. Твардовского, ко­торым он заявил о себе в литературе, была поэма “Страна Муравия” (1934-1936), посвященная коллективизации. Работу над произведением поэт...
  2. Глава 1 Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка. Глава 2...
  3. “Страна Муравия” считается произведением, с которого началась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом читателей. И...
  4. Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка. Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги. Никита...
  5. Анализ произведения “Страна Муравия” считается произведением, с которого нача­лась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками, но и признана большим кругом...
  6. Поэма Твардовского “Страна Муравия” (1934-1936) заметно отличалась от обычной для тогдашней литературы упрощенной трактовки происходящего в деревне. Автор воспользовался сюжетом, подсказанным Александром. Фадеевым, который в...

Поэма открывается описанием уезжающего Никиты Моргунка.

Умытый в бане, наряженВ пиджак и сапоги,Как будто в гости едет он,К родне на пироги.

Никита собирается на поиски некой страны Муравии, о которой рассказывал ему дед. Дед часто говаривал ему:

Здоровью - срок, удаче - срок,Богатству и уму.Бывало, скажет в рифму дед,Руками разведи:- Как в двадцать летСиленки нет, - не будет, и не жди.Как в тридцать лет рассудка нет, -Не будет, так ходи.Как в сорок летЗажитка нет, - так дальше не гляди…

И поскольку Никите уже близилось 40 лет, а жилось ему трудно, он решил попытать счастья в стране Муравии. Страна эта славилась свободой и справедливостью:

Земля в длину и в ширину -Кругом своя.Посеешь бубочку одну,И та - твоя.

Это особый мир со своими законами, живущий по крестьянским правилам, там нет ни коммунизма, ни колхозов. Об этой стране Никите рассказывал дед.

И вот родное село остается позади. Моргунок считает обязанным заехать к свояку. Они смолоду дружили, были очень близки друг другу по духу. Свояку Никита и рассказывает о будущем путешествии. Они поют вместе песню в последний раз. Никита "плачет о себе". Он родился в церковной сторожке, женился в семнадцать лет, пошел на хутор, отделился. В колхоз не вступил, а вот теперь отправился искать своего счастья. Описание его пути сопровождается частыми обращениями к земле:

Земля!..Все краше и виднейОна вокруг лежит.И лучше счастья нет - на нейДо самой смерти жить.

Моргунок выезжает за пределы своего поселка. Деревни, что попадаются на пути, уже незнакомы ему. Конь его, Серый, отощал и взмок. Этот конь - самое дорогое, что было в жизни у Моргунка. На коне держалось все его хозяйство вплоть до последней булавки. Никита берег Серого - "как руку правую", "как глаз во лбу". Это - его друг, "не конь, а человек".

По дороге Моргунок встречает попа. Они разговаривают, Никита отпрягает коня и садится ужинать с попом. Тот рассказывает о своей жизни: нет уже ни приходов, ни служб, а кормится он тем, что ходит по деревням и предлагает свои услуги:

Есть кой-где, что верят в бога, -Нет попа,А я и тут.Там жених с невестой ждут, -Нет попа,А я и тут.Там младенца берегут, -Нет попа,А я и тут.

И только сожалеет поп, что коня у него нет, а то уж больно тяжело шагать пешком по русской земле. Он предлагает Никите ходить вместе: "Твоя - подвода, мой инструмент". Но Никита не соглашается и едет своей дорогой. С разными людьми пришлось знаться Моргунку. Однажды он слышит историю от одного из случайных попутчиков о деде и бабе, которые жили в ветхой избенке "окна - в землю, крыша - набок". Ни в колхоз, ни в совхоз дед не пошел, да только в один год сильно стала прибывать вода. Вода подняла избушку и понесла далеко, принесла в усадьбу Эи здесь оставила. Дед только и сказал, что жить теперь им со старухой по-новому. Никита слушает и дремлет. И спит где-то Муравия-страна.

Вскоре до Никиты доходит слух о том, что по России едет товарищ Сталин, и едет, может быть, прямо навстречу Моргунку. И Никита думает о том, как он задаст Сталину вопрос о том, сколько еще людям ждать конца этой "суетории", когда все идет на слом во имя новой жизни? Он хочет попросить Сталина, чтобы его оставили в покое и одного на всей России не загоняли в колхоз. У него есть конь, славный конь, и всего два года осталось

Никите до сорока лет, когда поздно будет уже добывать себе богатство.

Далека дорога, Моргунок уже весь в пыли. Случайный путник, встреченный Никитой по дороге, неожиданно оказывается его бывшим соседом Иваном Кузьмичом. Его, как будто слепого, ведет под руку мальчик, сын. Из рассказа Ивана Кузьмича ясно, что давно он уже бродит так по свету, и только его сын остался с ним. Нет у него уже сил работать, только и кормится тем, что попрошайничает. Впервые рядом с соседом спокойно и крепко заснул Никита. Под утро только слышал, как ржал конь. Вскочил он весь замерзший, а соседа нет, как нет и коня. "Телега здесь, и мальчик здесь. А конь?.. Коня и нет…". Разбудил Никита мальчика, а тот сказал ему, что отец его на коня с уздой променял, а самого Моргунка проучил на всю жизнь. Что было делать Никите - впрягся он в оглобли в телегу и пошел. Уставший и совершенно разбитый идет Никита по дороге. Долго смотрят вслед ему люди, редко увидишь такого чудака. Да собаки допекают. В одной из деревень его отводят в сельсовет, смотрят его документы. Нечего им взять с Моргунка, отпустили его. И снова он пошел искать своего верного друга, коня.

И видит Никита удивительную вещь - в поле косят цыгане. В душе у Моргунка зашевелилось чувство любви к земле, самому хочется пройтись с косой по полю. Просит он у цыган отдать ему его лошадь. Цыгане приводят его в свои конюшни. Выводят перед ним то одну, то другую лошадь. А кони один другого краше, да только не признал Никита ни одного из них:

Извиняюсь, не могу -Врать, мол, из расчета.- То-то, - пальцем МоргункуПогрозили, - то-то…

Никита ночует около цыган, решает идти на следующий день на базар за новым конем. Ночью он мучительно думает о том, что веками цыгане крали коней, а нельзя ли и у них теперь украсть хорошего скакуна. Он потихонечку крадется к конюшне, но его останавливает голос сторожа. Со стыдом Никита возвращается к своей телеге и спешно уходит.

Три ночи и три дня идет Никита, запряженный в телегу. Дивится народ. И слышит вдруг впереди стук копыт. Внезапно из-за поворота показывается поп, верхом на Сером, на коне Никиты. Завидев Моргунка, поп притормозил коня, развернулся и помчался галопом. Пока Никита распутывал ремни да из телеги выпрягался, поп был уже далеко. Изо всех сил пустился Никита догонять попа, кричал ему, да только устал, упал на дорогу, зажимая бок, как рану. Долго лежал так Никита, пока мальчик не подошел и не позвал его. Неизвестно, то ли поп купил того коня, то ли вор украл у вора, да только какое Никите дело. Тяжело продолжает он свой путь, вспоминает жену, которая ждет его дома. Она ведь ни о чем не знает.

Наконец Никита доходит до базара. Ищет либо попа, либо своего коня, и как увидит серую лошадь, так и обомрет сердце. Здесь же он встречает и своего обидчика - Ивана Кузьмича. Изображая слепца, он просит милостыню. Схватил его Никита, навалился на него, держит, не отпускает. Но хитростью Бугров вырывается из его рук и убегает. Остался Никита снова ни с чем.

Снова он в пути. Встречает паренька на тракторе. Тот предлагает ему подвезти его, а телегу взять на буксир. Никита соглашается. У парня он и узнает дальнейшую дорогу. Парень направляет его в селенье Острова, где можно купить лошадь.

В селенье этом Никита видит полную разруху. "Худые крыши", "повалены плетни", "и курит попусту народ на бревнышках в тени". На скамейке сидит дед, строгает дудочки. Как выясняет Моргунок, это люди бесколхозные. Здесь Никита старается выторговать себе коня, дед соглашается продать ему своего. Увидев лошадь, Моргунок решает, что лучше уж он всю жизнь будет ходить пешком, чем купит такую клячу. Услышав такие слова Никиты, дед немного обиженно спрашивает, чем плоха их жизнь. Моргунок возражает: "Живете не богато вы".

А счастье не в богачестве,Зачем оно, сынок?

Дед говорит, что им вполне хватает и куска хлеба, чтобы жить и не тужить. Дети их живут "хуже сивых поросят", но они не виноваты, их "батька виноват".

Снова возвращается Никита в колхоз, где оставил под расписку свою телегу. Председатель Андрей Фокич Фролов готов показать ему колхозное хозяйство. За обедом Фролов рассказывает свою историю. Говорит о своем враге - Грачеве. Фролов в свое время делил луга, взимал налог, и за это был бит. Грачевы встретили его далеко от деревни, да все с дубьем. Еле-еле дополз он до отцовского дома. А теперь стал председателем колхоза. Никита еще погостил здесь, побывал на свадьбе. На свадьбу приходит и старый Мирон Фролов, дед Андрея Фролова. Он сам первый раз женился сто лет назад. Гуляет свадьба во всю, гармонист заводит свою песню. И еще не стихли танцы, как на пороге появился не то нищий, не то гость. Он попросил позвать хозяйку. Это проезжий батюшка, согласен венчать молодых хоть сейчас. Мгновенно метнулся на порог Никита, выскочил на улицу и, оборвав поводья, повис на шее у коня.

Неспешно едет Никита по дороге и разговаривает с конем. По пути ему попадается седовласый старец, направляющийся в лавру. Никита спрашивает у мудрого старика, где на свете страна Муравия. Старик отвечает, что нет такой страны.

Была Муравская страна,И нету таковой.Пропала, заросла онаТравою-муравой.

Старец советует Никите вступать в колхоз. Никита еще немного сомневается и уже повеселевший едет домой.

Глава 1
Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы - Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка.
Глава 2
Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жизнью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.
Глава 3
Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остаться, объясняя, что крестьянские руки ждет земля - нельзя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.
Глава 4
Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» можно своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится - ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.
Глава 5
По пути Моргунку попадается поп Митрофан, оставшийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот держится старых порядков и все ищет, где сохранились верующие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлагает Никите заняться общим делом, так как на коне сподручнее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».
Глава 6
Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни - просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единоличного хозяйства станут работать в колхозе. Старики не видели в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков прямо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».
Глава 7
Моргунок после этого случая долго думает о новой жизни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни. Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Конец предвидится, ай нет всей этой суетории?» - задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не против ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким деревенским богатеем.
Глава 8
Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот повстречался ему дорогой земляк - Илья Кузьмич с сынишкой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в телегу вместо лошади.
Глава 9
Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село - людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председатель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на причуды немолодого уже человека, но задерживать не стал - иди дальше своей дорогой.
Глава 10
А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней - не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, косят сено - да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Ночью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отказывается от своей затеи и до света еще покидает табор.
Глава 11
Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный отряд, в небе - самолеты, поезда - на железнодорожных путях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со всеми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. Повстречал Никита вновь старого знакомца - попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.
Глава 12
Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись слепым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьмичу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.
Глава 13
Моргунок держит путь дальше и встречает тракториста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.
Глава 14
Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безнадежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у селян одна отговорка - они свободны, живут сами себе господами и не зависят от колхозов. Другая отговорка - в богатстве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.
Глава 15
На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем другая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуществе и о скоте - этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное отношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколько такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.
Глава 16
Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроловых. Фроловы - это и есть русские колхозники, каких много по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь - надежно и навсегда.
Глава 17
Моргунок разговорился с колхозным сторожем о своей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполезны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргунку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.
Глава 18
В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц - типичных представителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овеяны славой ратной.
Глава 19
Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии - глупая затея, а заодно и себя корит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога - в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что человек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок соглашается с бывшим богомольцем.

Твардовский Александр Трифонович

Страна Муравия (поэма и стихотворения)

Александр Трифонович Твардовский

Страна Муравия

Стихотворения

В книгу входят широко известная поэма "Страна Муравия", стихотворения цикла "Сельская хроника", тематически примыкающие к поэме, а также статья А. Твардовского "О "Стране Муравии".

СТРАНА МУРАВИЯ Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19

СЕЛЬСКАЯ ХРОНИКА

Тракторный выезд. (Из поэмы "Путь к социализму") "Снег стает, отойдет земля..." "Как море, темнеет озимь..." Гость Бубашка "Рожь отволновалась..." "Он до света вставал..." Братья Хозяин Усадьба "Я иду и радуюсь. Легко мне..." Мужичок горбатый Новое озеро "Тревожно-грустное ржанье коня..." "Счастливая, одна из всех сестер..." Смоленщина Рассказ председателя колхоза "С одной красой пришла ты в мужний дом..." Встреча Подруги Катерина "Кружились белые березки..." Невесте Сын Размолвка Песня Путник "Ты робко его приподымешь..." Станция Починок "Кто ж тебя знал, друг ты ласковый мой..." "Шумит, пробираясь кустами..." "За распахнутым окном..." . . "Что он делал, что он думал..." "Столбы, селенья, перекрестки..." Ледоход "Не стареет твоя красота..." В поселке Шофер Дорога Прощание Мать и сын Соперники "Погляжу, какой ты милый..." "А ты, что множество людей..." Матери Перед дождем Как Данила помирал Про Данилу Еще про Данилу Дед Данила в бане Ивушка На свадьбе Сверстники "Мы на свете мало жили..." Мать и дочь Полина Случай на дороге Семья кузнеца Про теленка За тысячу верст Сельское утро "Звезды, звезды, как мне быть..." Дети На старом дворище На хуторе Загорье Друзьям Поездка в Загорье "Рожь, рожь... Дорога полевая..." Женитьба шофера Дед Данила в лес идет "День пригреет - возле дома..." Ленин и печник

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из "Муравской тетради" А. Твардовского Выезд "Собачий лай стоял окрест..." "...Отец большой лошадник был..." "Посыпанные иголочками..." Печник "В хороший золотой денек..." "На взгорье селенье встало..." О "Стране Муравии"

Страна Муравия

С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырех сторон И сверху - облака.

Тоскуя о родном тепле, Цепочкою вдали Летят, - а что тут на земле, Не знают журавли...

У перевоза стук колес, Сбой, гомон, топот ног. Идет народ, ползет обоз, Старик паромщик взмок.

Паром скрипит, канат трещит, Народ стоит бочком. Уполномоченный спешит, И баба с сундучком.

Паром идет, как карусель, Кружась от быстрины. Гармошку плотничья артель Везет на край страны...

Гудят над полем провода, Столбы вперед бегут. Гремят по рельсам поезда, - И воды вдаль текут.

И шапки пены снеговой Белеют у кустов, И пахнет смолкой молодой Березовый листок.

И в мире - тысячи путей И тысячи дорог. И едет, едет по своей Никита Моргунок.

Бредет в оглоблях серый конь Под расписной дугой, И крепко стянута супонь Хозяйскою рукой.

Дегтярку сзади привязал, Засунул кнут у ног, Как будто в город, на базар, Собрался Моргунок.

Умытый в бане, наряжен В пиджак и сапоги, Как будто в гости едет он, К родне на пироги.

И двор - далеко за спиной, Бегут вперед столбы. Ни хаты не видать родной, Ни крыши, ни трубы...

По ветру тянется дымок С ольхового куста. - Прощайте, - машет Моргунок, Отцовские места!..

Из-за горы навстречу шло Золотоглавое село.

Здесь проходил, как говорят, В Москву Наполеон. Здесь тридцать восемь лет назад Никита был крещен.

Здесь бухали колокола На двадцать деревень, Престол и ярмарка была В зеленый Духов день.

И первым был из всех дворов Двор - к большаку лицом, И вывеска "Илья Бугров" Синела над крыльцом...

Никита ехал прямиком. И вдруг - среди села Не то базар, не то погром, Веселые дела!

Народ гуляет под гармонь, Оглобель - лес густой, Коней завидя, сбился конь... Выходят люди:

Стой!.. - Стой, нет пощады никому, И честь для всех одна: Гуляй на свадьбе, потому Последняя она...

Кто за рукав, Кто за полу, Ведут Никиту В дом, к столу.

Ввели и - чарку - стук ему! И не дыши - до дна! - Гуляй на свадьбе, потому Последняя она...

И лез хозяин через стол: - Моя хата - Мой простор. Становись, сынок, на лавку, Пей, гуляй, Справляй престол!.. Веселитесь, пейте, люди, Все одно: Что в бутылке, Что на блюде Чье оно? Чья скотинка? Чей амбар? Чей на полке Самовар?..

За столом, как в бане, тесно, Моргунок стирает пот, Где жених тут, где невеста, Где тут свадьба? - Не поймет.

А хозяин без заминки Наливает по другой. - Тут и свадьба и поминки Все на свете, дорогой.

С неохотой, еле-еле Выпил чарку Моргунок. Гости ели, пили, пели, Говорили, кто что мог...

Что за помин? - Помин общий. - Кто гуляет? - Кулаки!

Поминаем душ усопших, Что пошли на Соловки. - Их не били, не вязали, Не пытали пытками,

Их везли, везли возами С детьми и пожитками. А кто сам не шел из хаты, Кто кидался в обмороки, Милицейские ребята Выводили под руки...

Будет нам пить, Будет дурить... - Исус Христос Чудеса творил...

А кто платил, Когда я да не платил?.. - Отчего ты, божья птичка, Хлебных зерен не клюешь?

Отчего ты, невеличка, Звонких песен не поешь? Отвечает эта птичка: - Жить я в клетке не хочу.

Отворите мне темницу, Я на волю полечу... - Будет нам пить, Будет дурить.

Пора бы нам одуматься, Пойти домой, задуматься: Что завтра пропить?

Исус Христос По воде ходил... - А кто платил, Когда я не платил? За каждый стог, Что в поле метал, За каждый рог, Что в хлеву держал, За каждый воз, Что с поля привез, За собачий хвост, За кошачий хвост, За тень от избы,

За дым от трубы, За свет и за мрак, И за просто, и за так...

Знаем! Сам ты не дурак, Хлеб-то в воду ночью свез: Мол, ни мне, ни псу под хвост. Знаем! Сами не глупей. Пей да ешь, ешь да пей!

Сорок лет тому назад Жил да был один солдат. Тут как раз холера шла, В день катала полсела. Изо всех один солдат Жив остался, говорят. Пил да ел, как богатырь, И по всем читал псалтырь, Водку в миску наливал, Делал тюрьку и хлебал, Все погибли, а солдат Тем и спасся, говорят.

Трулля-трулля-трулля-ши!.. Пропил батька лемеши. А сынок Топорок, А дочушка Гребенек, А матушка, Того роду, Пропила Сковороду. Па-алезла под печь: "Сынок, блинов нечем печь..."

Все кричат, а я молчу: Все одно - безделье. А Илье-то Кузьмичу Слезки, не веселье...

Подноси, вытаскивай,. Угощенье ставь! - До чего он ласковый, Добродушный стал.

Дескать, мы ж друзья-дружки, Старые соседи. Мол, со мной на Соловки Все село поедет...

Слышь, хозяин, не жалей Божью птичку в клетке. Заливай, пои гостей, Дыхай напоследки!..

Загудели гости смутно, Встал, шатаясь, Моргунок, Будто пьян, на воздух будто, Потихоньку - за порог.

Над дорогой пыль висела, Не стихал собачий лай. Ругань, песни...

Трогай, Серый. Где-нибудь да будет край...

Далеко стихнуло село, И кнут остыл в руке, И синевой заволокло, Замглилось вдалеке.

И раскидало конский хвост Внезапным ветерком, И глухо, как огромный мост, Простукал где-то гром.

И дождь поспешный, молодой Закапал невпопад. Запахло летнею водой, Землей, как год назад...

И по-ребячьи Моргунок Вдруг протянул ладонь. И, голову склонивши вбок, Был строг и грустен конь.

То конь был - нет таких коней! Не конь, а человек. Бывало, свадьбу за пять дней Почует, роет снег.

Земля, семья, изба и печь, И каждый гвоздь в стене, Портянки с ног, рубаха с плеч Держались на коне.

Как руку правую, коня, Как глаз во лбу, берег От вора, мора и огня Никита Моргунок.

И в ночь, как съехать со двора, С конем был разговор, Что все равно не ждать добра, Что без коня - не двор;

Что вместе жили столько лет, Что восемь бед - один ответ.

А конь дорогою одной Везет себе вперед. Над потемневшею спиной Белесый пар идет.

Дождь перешел. Следы копыт Наполнены водой. Кривая радуга висит Над самою дугой...

День на исходе. Моргунку Заехать нужно к свояку: Остановиться на ночлег, Проститься как-никак. Душевной жизни человек Был Моргунков свояк. Дружили смолоду, с тех пор, Как взяли замуж двух сестер.

Дружили двадцать лет они, До первых до седин, И песни нравились одни, И разговор один...

Хозяин грустный гостю рад, Встречает у ворот: - Спасибо, брат. Уважил, брат. И на крыльцо ведет.

Перед тобой душой открыт, Друг первый и свояк: Весна идет, земля горит, Решаться или как?..

А Моргунок ему в ответ:

Друг первый и свояк!

Не весь в окошке белый свет, Я полагаю так...

Но тот Никите говорит: - А как же быть, свояк? Весна идет, земля горит, Бросать нельзя никак.

Сидят, как прежде, за столом. И смолкли. Каждый о своем. Забились дети по углам. Хозяйка подает С пчелиным "хлебом" пополам В помятых сотах мед.

По чарке выпили. Сидят, Как год, и два, и три назад.

Сидят невесело вдвоем, Не поднимают глаз. - Ну что ж, споем?.. - Давай споем В поледний, может, раз...

Дружили двадцать лет они, До первых до седин, И песни нравились Щки, И разговор один.